Олег Мономах - В строю с иконой



17 июля – день памяти Святых царственных мучеников

 

Наталия Поклонская, прокурор Крыма, вышла на акцию «Безсмертный полк» с чудотворной иконой царя-страстотерпца Николая II. И тут началось… Грянули пушки, пугачи и хлопушки из нашего левого и не нашего русофобского стана. Отношение к «происшествию» разных людей и сообществ даёт любопытный срез Русского мира, который, разумеется, территорией России не ограничен.

Сама по себе акция «Безсмертный полк», объединившая миллионы, врагами исторической Руси была воспринята как бритва в горле. Показательна в этом смысле реакция некоего блогера Аркадия Бабченко, который выдал на «Эхе Москвы», придя «в ужас»: «Идущие рекой десятки тысяч человек с фотографиями мёртвых людей… Ну, один раз это ещё можно понять… Но из года в год...» У автора явно патология, как минимум, со зрением: на фотографиях не трупы на полях войны, не штабели Бабьего Яра. На фотографиях – живые люди, молодые и полные сил. И что же тут дурного и «непонятного» – если из года в год? Да ничего плохого; оно и полезно – хотя бы раз в год просматривать свой семейный альбом. А «Безсмертный полк», безусловно, общенародный семейный альбом: народ воссоединяется, вот для некоторых это и бритва.

А тут ещё и Поклонская! Ещё один «эховский» автор, Дмитрий Быков, разразился ядовитыми виршами, в преамбуле которых: «Этот выход (Поклонской) затмил даже аналогичное шествие, в котором принял участие Владимир Путин».

Ладно, с крапивным цветником ясно, им не только отечественная история – «ад», им и пейзажи родимые не милы, да и погодные – любые – условия ненавистны. И поэтому чем шире Русь, тем менее комфортно им живётся на планете Земля. Ждать иного и не следовало. Русофобия – это диагноз.

Но оказалось, что поддержать известных русофобов, дабы пнуть «Наташу-Няшу», поспешили и некоторые патриотичные интеллектуалы атеистического толка. Есть люди, которым бы не касаться вопросов Православия, греха б меньше было. Но не могут удержаться, непременно желают острым словом сверкнуть…

Выделился ресурс REGNUM, тиражируя мнение: «Николай II в “Безсмертном полку” – неуместен». За одни сутки 10-11 мая уважаемое издание зачем-то выдало 23 (!) негативных материала о Поклонской и иконе. Других мнений не было. Что это, травля?

Сказать по совести, Поклонская и есть подлинный герой, не диванный: прокурором Крыма стала в тот момент, когда суровые мужики в красивых широкоплечих мундирах попрятались под столы, выжидая, чем история с воссоединением кончится. А тремя годами ранее она, являясь обвинителем по делу могущественной бандитской группировки, пережила в Евпатории покушение, была зверски избита.

Обо всём этом следовало сказать? Следовало.

При этом ни в коем случае не хотелось бы, чтобы произошёл очередной раскол Русского мира, на этот раз на площадке «Безсмертного полка», между православными и левыми, «белыми» и «красными».

Наоборот! «Безсмертный полк» как раз и может воссоединить, двигаясь вперёд, развиваясь, живя живой, а не придуманно-уставной жизнью.

Как это случилось в Киеве 9 мая 2016 года. На киевской Аллее Славы «Безсмертный полк» и крестный ход – группа «Прогрессивных социалистов» во главе с замечательно-стойкой Натальей Витренко и группа Союза православных братств Украины героического Валентина Лукияника соединились, прорывая реальное сопротивление реальных нацистов. Заметим, этим группам пришлось проявить именно военное искусство, свойственное настоящим полкам, преодолевая препоны и неся потери. У двух фронтовичек сестёр-близнецов (старушки бывают на всех крестных ходах с портретом маршала Жукова, обратная сторона которого в бумажных иконах) «свидомые парубки» сломали портрет и кощунственно бросили его в Вечный огонь. Одну женщину нацик чуть не удушил, срывая георгиевскую ленточку.

Возможно, нелишне вспомнить, – георгиевская ленточка, ставшая символом Победы во многих странах, – несёт в своём названии имя св. Георгия Победоносца. Символом она стала, заметим, более чем обоснованно: в 1945 году Пасха выпала на 6 мая, на день святого Георгия, но в связи с тем, что в день Пасхи святые в привычном понимании не празднуются, по канонам празднование святого было перенесено на среду Светлой седмицы – на 9 мая. Православные в случайности, разумеется, не верят, да и математика относится к таким «совпадениями» уважительно.

На современной Украине, как нигде, с острой болью ощущается расчленённость исторической Руси, разделённость народа. Надо сказать, что в Киеве и вне этих групп были иконы. Иконы – живое дыхание жизни, духовной жизни. Киевский журналист Дмитрий Скворцов заметил в «Фейсбуке»: «А я тоже, кстати, с иконой шёл на 9 мая. Богородицы. Семистрельной».

Не только в Симферополе и Киеве на шествиях были иконы, но и в Петербурге и Москве. В столице перед огромным красным полотнищем «Знаменем Победы», которое несли в ширину Тверской и пронесли через Красную площадь, шествовала икона Божией Матери «Хабаровская». Журналист Александр Егорцев, участник акции, нёсший икону, пояснил: «Нам вручили её месяц назад в Хабаровске, икону на наших машинах провезли через всю Россию, по местам воинских захоронений и Мемориалов Славы». Всё это народная инициатива.
 

Шествие и возникло как народная инициатива. В 1985 в Соликамске (есть фотография на сайте «Безсмертного полка») женщины вышли на городской парад 9 мая с портретами своих погибших фронтовиков. Живые и мёртвые прошли в одной колонне; словно бы промелькнула иллюстрация к Символу веры: «…со славою судити живым и мертвым…»

Причина разногласий, конечно, не в сегодняшнем дне, это мировоззренческий конфликт. Но в русском случае он может быть преодолён: мы исходили это поле, мы испили эту чашу.

Известный наш святой – чудотворец Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович) – в 1938 году, когда мир ещё лишь клокотал в преддверии небывалой войны, а миллионы будущих жертв ещё были живы, писал прямо и честно о духовной причине минувших и надвигающихся бед: «Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно клятвопреступление и цареубийство…

В грехах цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставивший его беззащитным в руках преступников, что уже само собой предопределяло конец.

Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции».

Расчленение исторической России в конце ХХ века, несомненно, является одним из негативных итогов русских революций начала ХХ века. Но всё это наша история, по Пушкину, какой нам Бог её дал. И пришла пора выходить из погибельной расчленённости нашей. Времени, как говорят старцы, совсем немного осталось. Времени для покаяния.

Когда-то Геннадий Шиманов, оригинальный православный мыслитель 1970–1980-х, прозорливо полагавший, что либеральная демократия и принципы западного правосознания ещё более вредны для русского народа, чем построенный на марксистско-ленинской основе социализм, писал, адресуясь в том числе и к свергателям коммунизма: «Советская власть – это не только безбожие и величайшая в мире гроза, это также и некая тайна, и орудие Божьего Промысла». Русский народ, как мы понимаем, был большевистским переворотом убережён от либеральной гнили, которую несло в себе Временное правительство. Не пожелал народ жить при святом царе – царь смиренно освободил место. Убили царя – открылись шлюзы кровавых рек: ударил бич Божий. В прозрении Шиманова о Божием Промысле, представляется, сокрыт ключ к примирению нынешних «красных» и «белых» и спасение тех, кто находится в вынужденном рассеянии.

Пришла пора кропотливо соединять расщеплённое, разбитое вдребезги, иначе не жить.

Негативный фон, который попытались создать вокруг Наталии Поклонской оголтелые русофобы, «свидомые укры» и «наши левые», не в состоянии заглушить народной любви к ней. Увидев её с чудотворной иконой царя, возликовали многие… Кто не помнит слов Патриарха Алексия II: «Грех цареубийства… народом нашим не раскаян… этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном сознании…» И вот вдруг опять мы слышим дремучий вздор: «кровавый», «войну проиграл», «слабый царь»… Для наших предшественников царь был отцом. Он является, как знают верующие, молитвенником за Русь Святую. О Победе говорили и говорят, как о чуде. Без такого молитвенника не было бы счастливой для нашей истории весны сорок пятого года. Идеолог Новороссии, председатель Московского отделения Содружества ветеранов ополчения Донбасса (СВОД) Игорь Друзь прореагировал на травлю Поклонской молитвой и добрым словом: «Дай Бог спасения души, здоровья и всего самого доброго р. Б. Наталье Поклонской! Я всегда её уважал, а теперь – ещё больше…»

Любопытным наблюдением поделился председатель Союза православных братств Леонид Симонович-Никшич. Речь ведёт о сообщениях об иконах «Безсмертного полка»: «Читал я все эти сообщения и вдруг как-то заволновался. И поразила мысль, что вот оно – началось, вот оно – проявляется мистическое Преображение России. Ведь акция с портретами родственников, в прямом смысле «душу свою положивших за други своя», ведь эта акция несомненно есть проявление той России вечной, о которой говорили наши русские святые. И вдруг, как-то само по себе, совершенно спонтанно, в ряды этих родных русских лиц влился лик святого царя-мученика и святых страстотерпцев Бориса и Глеба…»

Молитвенники стали зримы. Увидели мы начало Преображения России и не поверили своим глазам: кто-то вновь решил устроить партийные деления и вновь «убрать царя». Но вот уже в реальности живые и мёртвые (а у Бога мёртвых нет), родные по крови и по духу, святые молитвенники – все сошлись в вековечном крестном ходе Святой Руси…

Как однажды Крым стал изначальной точкой сборки Русского мира, так, хочется думать, светоносное шествие «Безсмертного полка» станет площадкой сборки исторической Руси, ещё не исполнившей своего предназначения.

Олег Семёнович МОНОМАХ