Архив:
7 июня – Неделя Всех святых
Всякий раз, когда мы собираемся в храме на литургии, мы становимся святой Церковью. Так происходит всегда, а сегодня – особенно, потому что мы участвуем в чудесном событии, которым завершается Пятидесятница. Это явление нового человечества, исполненного силой жизни, которая есть Дух Святой. Это праздник всех святых, это наш праздник.
Мы живём в безчеловечном мире, обесчеловечивающем нас, и мы призываемся к свидетельству, что человеком можно стать, только приобщаясь Богу. Ради этого Возлюбленный Сын Божий стал человеком, воспринял наше человеческое естество, освободил его от смерти. Чтобы мы становились в Нём сынами Божиими, обожились в Нём. В этом наше исцеление, наше здравие и спасение, наша святость. Быть святым – значит жить Духом Святым – нашим дыханием, нашей жизнью.
Стать святым – значит просто научиться любить, ибо наш Бог есть любовь, и это проявляется во всём. Не издали следуя за Ним, а узнавая, что Он в нас. Не внешний только закон исполняя – таковы все другие религии, которые ничего не изменяют по существу в человеке. Наш Бог Живой, когда мы приобщаемся Ему, присутствует в нас. Мы – новые существа. Раз и навсегда мы крестились, погрузились в жизнь Пресвятой Троицы, и эта жизнь действует в нас. Дух Святой – источник, из которого реки воды живой струятся в любящих Господа.
Может быть, это всё слишком прекрасно, слишком высоко? А практически – с чего мы должны начать? Ибо путь святых – это восхождение от силы в силу или, как говорят святые отцы, от начала к началу. Вопрос один: как начать становиться святым? Самое чудесное в этом – то, что начинает всегда Бог. Не мы первыми возлюбили Его, а Он нас – такими, какие мы есть, и такими, какими мы будем в Нём. Речь идёт о том, чтобы узнавать без конца и возвещать, как говорит псалом, без конца его чудеса. Все Его чудеса содержатся во Христе Иисусе. Вот почему издревле монахи и все однажды уязвившиеся любовью Христовой молятся молитвой Иисусовой, без конца повторяя Его имя, которое заключает в себе всю любовь, дарованную Богом нам. Вот откуда всё начинается.
Через покаяние научаются смирению, то есть исполняются доверия Отцу Небесному, потому что во Христе Иисусе нам всё дано. Мы – в Нём. Это доверие благости Отца Небесного не просто раз и навсегда приобретённое свойство. Необходимо снова и снова утверждаться в нём, сто раз в течение каждого дня предавать в Его волю всё – свои скорби, свои испытания, свои без конца повторяющиеся грехи и, прежде всего, свою волю, своё глубокое сердце.
![](http://data25.gallery.ru/albums/gallery/108371-20409-87303505-m549x500-u449d3.jpg)
Если мы исполняемся решимости жить так, Дух Святой ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Те, кого коснулась однажды благодать Христовой любви, должны хранить верность ей. Когда любят кого-то, стараются всегда делать угодное ему. А что угодно Отцу нашему? Чтобы мы любили других, как Он любит их. В противном случае, как свидетельствует апостол Иоанн Богослов, мы будем лицемерами. Мы говорим Богу, что любим Его, а сами не любим тех, кого Он любит и как Он любит.
Разумеется, жизнь будет убеждать нас в том, что существуют тысячи препятствий на этом нашем пути. Что это за препятствия? Они всегда сводятся к одному – к «я» как единственной цели наших устремлений. Важнее всего – моя ограниченная воля, мой ограниченный суд, стремление оправдать себя, всегда остаться правым. Всю радость и все горечи, что более тонко, нести одному самому. Об этом, о необходимости самоотвержения говорит сегодняшнее Евангелие.
Дело, в конце концов, не в том, чтобы мы отвергались того или иного – для чистого всё чисто. «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет», – говорит Господь. Мы должны отвергаться того, что в нас криво, того, что мешает любви Святой Троицы действовать в нас и в нашей жизни, мы должны отвергаться нашего «я», в котором заключена смерть. И если мы уязвлены любовью Отчей, если в доверии к Богу ищем то, что угодно Ему, – любить других, – мы обретаем силу оттеснить наше «я», преодолеть его, и в этот момент, как говорит апостол Павел, «уже не я живу, но живет во мне Христос».
Но как обрести благоволение Отца, где взять силу оттеснить себя, преодолеть себя? Мы возвращаемся к исходному пункту, к началу. Если есть в нас покаяние, сокрушение сердечное, Дух Святой даёт нам способность любить, искать угодное Богу, Отцу Небесному – то есть любить других, как Он любит их, и оттеснять себя, и возвращать нас к новому началу. Это восхождение безконечно. Мы, наша жизнь – безконечный дар Бога.
В отличие от наших естественных способностей, которые с каждым мгновением увядают, чудо святости – совершенно иное. Оно иное, чем любое достигнутое нами совершенство. В нём действует Дух Святой, преображающий нас, приобщающий нас Христовой любви. Всё может стать в нас любовью, даже наши грехи, когда через них углубляется наше покаяние и упование на Господа, даже наши скорби, какими бы они ни были. Даже наша смерть. Смысл нашей веры – в том, чтобы предавать себя до конца Господу и через это давать новую жизнь, радость и надежду другим.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ