Архив:
14 мая – Преполовение Пятидесятницы
Преполовение Пятидесятницы – праздник, когда мы стоим посередине Пасхи и на половине пути ко дню Сошествия Духа Святаго. Господь стоит посреди праздника, дарует нам жизнь, и жизнь с избытком. Что такое праздник?
Хорошо сказал новый священномученик Иоанн (Поммер): «Любящий Бога никогда не отлучён от праздника. И праздник его любви к Богу и к человеку есть пасхальное "торжество из торжеств", "благодать на благодать"».
В этот день мы слышим в Евангелии удивительные слова: В половине праздника вошел Иисус в храм и учил. Он учит в храме, чтобы посрамить Своих гонителей. Он показывает, что не боится их. Их обязанностью было учить народ в храме. Но они учили его учениям и заповедям человеческим, и потому Господь входит в храм и учит народ.
Как Он знает Писания, не учившись? Наш Господь не учился в пророческих школах или у ног раввинов. Он не мерою принял Духа. И не имел нужды в поучении человеками и через человека. Разумеется, служители Христовы должны трудиться, чтобы обретать знания обычным путём. Но при этом помнить, что без просвещения свыше их слово может оказаться медью звенящей или кимвалом бряцающим.
![](http://data22.gallery.ru/albums/gallery/108371-29fec-78117062-m549x500-u60ee1.jpg)
Как узнать, истинно ли учение Христово? Кто испол-нился решимости жить по заповедям Христовым, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно. Другого способа войти в свет Божественной благодати не существует. Христос – Божественный Учитель – не от Себя говорит. «Чем отличается человек совершенный от всех прочих людей?» – спрашивает преподобный Силуан Афонский. И отвечает: «Тем, что он ничего не говорит от себя». Кто от Бога говорит, говорит ради Бога, ради славы Божией. Лжеучители ищут славы себе, их ложь и их неправедность проявляются по отношению к Богу, имя Которого Они употребляют во зло, и – по отношению к человеческим душам, которые они обманывают.
И мы видим вопиющее лицемерие и злобу тех, кто славился постоянным нарушением Закона, когда они обвиняют Господа в совершении исцеления в субботу. Они хвалятся Законом, изображают ревность по нему, но никто из них не исполняет Закона. И при этом они ищут убить Христа якобы за нарушение Закона. Народ, слушая это, заступается за своих правителей и поносит Христа: Не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? После этого мы не должны удивляться, когда достойнейших людей поносит толпа. И те, кто Христовы, должны учиться у Господа не мщению, а кротости и терпению.
Не судите по наружности, – говорит Господь, – но судите судом праведным. Те, кто являет себя праведным перед людьми, могут оказаться не таковыми в очах Божиих. Не по положению и не по званию должны мы судить человека, а по верности его правде Божией, по дарам благодати Божией, действующей в нём.
И мы видим, как переменчива толпа. Народ знает, сколь враждебно настроены иудейские власти против Христа. И теперь недоумевает, почему Ему позволено явно учить в храме. Может быть, Он действительно Мессия? И начальники удостоверились, что Он подлинно Христос? «Но мы знаем, откуда Он пришёл, – рассуждают они, – Его дом – в Назарете, все знают Его родителей и родных. Нет ничего таинственного в Его родословной. А Мессия должен появиться внезапно и таинственно, и никто не будет знать, откуда Он». Людям свойственно искать Бога только в том, что чудесно и необычно. Они ни за что не хотят поверить, что Бог может присутствовать в обыденном. А в христианстве все обстоит иначе. Если бы Бог был только в необычном, Он редко бы был с нами. В то время как, пребывая в обыденном, Он – с нами всегда.
Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. Ответ Господа не может не потрясти народ и его духовных вождей. Правда, что они знают, кто Он и откуда. Но также правда, что Он пришёл от Бога. И Господь говорит им, что они не знают Бога, а Он знает Его. Он – Единственный, Кто знает Бога. Только у Него одного – единственные отношения с Богом. И эти слова Спасителя оказываются решающими в Его жизни. До сих пор иудейские власти смотрели на Него как на дерзкого нарушителя субботы, а теперь они могут обвинить Его в самом высшем грехе – в богохульстве. Они видят, что Он говорит об Израиле и о Боге, как никто из людей не имеет права говорить. Самое поразительное во всём этом – то, что каждый из нас поставлен именно перед таким выбором. Если ложь то, что Христос говорит о Себе, Он виновен в богохульстве, на какое не осмеливался никто и никогда. Но если это истина, Он есть не кто иной, как Сам Бог. Жизнь даётся каждому человеку только для того, чтобы он мог сделать этот выбор.
Протоиерей Александр Шаргунов