Имя-отчество: статус, уважение и значимость

Архив: 

«Россияне стали реже использовать отчества в разговоре, со сменой поколений в будущем возможен отказ от них во множестве коммуникативных ситуаций», – сообщили на портале «Грамота.ру».
Вот это новость! Пользователи интернета тут же отреагировали: «Правильно! Всё упрощайте. Скоро начнём общаться жестами и нечленораздельными звуками».
«Не самая лучшая тенденция, вряд ли специалистам её нужно поддерживать. Это ненормально, когда 20-летний обращается к 60-летнему по имени. Уважение к возрасту должно быть всегда».
Сегодня в России всё чаще встречается тенденция – опускать отчество, оставляя только имя и фамилию для удобства. То и дело, обратившись за какой-либо справкой, слышишь привычное клише: «Я Анастасия, Карина, Анна… Как к вам обращаться?» Ну и бурчишь в ответ своё имя, а если и успеешь скороговоркой произнести отчество, так собеседник его быстро забудет: зачем ему осложнять общение ненужной информацией.
Сегодня мы видим явное стремление к более упрощённой коммуникации. Про отчество никто и не вспоминает.
«Традиция обращения по отчеству остаётся обязательной в разговоре с врачами и преподавателями. Но, например, журналисты уже давно отчество не используют, в банках, в МФЦ, во многих рабочих коллективах принято обращаться к сотрудникам по имени», – пишет портал.
А между тем впервые отчество на Руси появилось ещё в 945 году. Исторические корни его употребления имеют свои глубокие обоснования.
Вот, в частности, в древнерусском государстве отчество было способом выразить связь отца и детей, единство родовой линии и главенство родителя.
В Х веке формулировка «сын кого-то» была буквальной и использовалась не повсеместно. А отчества с окончанием -вич могли носить только представители знати или княжеской семьи – к примеру, князь Владимир Святославович. Обычный люд не имел права называться по отчеству.
Примерно с XV столетия право носить отчество определялось великим князем или царём, ведь это было признаком высокого положения в обществе. Купцы Строгановы не были выходцами из семьи боярина или князя, однако получили от Ивана Грозного отчество за то, что внесли вклад в освоение Сибири и Урала, – купцы стали именоваться Иоанникиевичами.
А вот при Петре Первом отчества стали обязательными для всех, независимо от происхождения. Великий реформатор здесь отступил от привычки крушить всё под корень и ввёл правило, когда в документах должны были быть указаны имя, фамилия и имя отца.
Екатерина II тоже провела реформу, по которой отчества стали обоснованы с юридической точки зрения. Теперь по закону имя отца указывалось в документе гражданина Российской империи в зависимости от того, какой ранг он имел в Табели. Но и здесь были различия. Люди 1-5 рангов имели отчество с окончанием -вич, служащие 6-8 рангов вписывали имя отца без окончания, а остальные граждане на отчество не имели права.
Уже с XIX столетия люди в России обращались друг к другу в разговорной форме так, как это делаем мы.
А особенность русского языка ещё и в том, что россияне могут обратиться к собеседнику «по батюшке» в шутливой форме или в уменьшительно-ласкательном варианте. Типа Наденька Николаевна или Витенька Дмитриевич. Так к своим детям могут шутливо обратиться и родители.
В русской классической литературе встречаются случаи, когда иностранцам придумывали русские отчества.
В XIX–XX столетиях можно было услышать такие словосочетания, как Христофор Фёдорович, Карл Иванович, Вильгельм Васильевич, Элизабет Сергеевна и прочее.
Но сегодня у нас культ молодости.
Во всём молодимся без устали. В том числе и в лексике: упраздняем исконно русские слова, превращая их в куцые слоги-морфемы. Чел вместо человек, пжста вместо пожалуйста, спс вместо спасибо.
Боимся старости, как будто это что-то постыдное. Вот и кличем себя в 50 лет Борисами, Сергеями да Кириллами, хорошо ещё, что не Борьками, Серёжками и Кирюшками…
Эксперты бьют тревогу: «… российское общество может окончательно отказаться от полных обращений по имени-отчеству, оставив трёхсловную систему идентификации исключительно в официальных документах». А всё это якобы из-за того, что, когда человек становится старше, он автоматически начинает слышать своё отчество постоянно, отчего возникает чувство, будто человек стареет.
А может, наоборот? Когда он слышит своё отчество, то расценивает это как внимательное и уважительное отношение к себе?
В России отчество – это неотъемлемая часть идентификации личности. Русский человек не может представить себя без отчества. Филологи и культурологи заявляют, что российская система наименования гражданина, состоящая из 3 слов, является уникальной и особенной. Собеседник, обращающийся к россиянину по имени-отчеству, выражает ему уважение и подчёркивает его статус и значимость.
И это присуще только России, ведь практически во всех странах Европы отчества не приняты.
Словом, не готова я отказаться от своего отчества. А оно у меня ещё и достаточно редкое – Валентиновна. Так что, пожалуйста, коллеги и читатели, называйте меня в привычной «трёхсловной системе идентификации».
С тем остаюсь

Надежда Валентиновна
ПАВЛОВА