Спонсор или благотворитель?

Архив: 

В наше время разница между этими двумя понятиями стала особенно зримой. Спонсоров у нас – пруд пруди! На всех концертах, фестивалях, спортивных состязаниях первым делом зачитывают внушительный список организаций, способствующих проведению мероприятия. И не дай Бог пропустить хоть одно название!
Сразу же последуют штрафные санкции: нарушили договор – платите денежки! Реклама – в первую очередь, а вслед за ней паблисити и опять-таки денежки, денежки…
Реалии нашего времени.
Хотя у нас и благотворители есть, конечно. Достаточно полюбоваться на недавно возведённые великолепные набережные на волжских берегах (к примеру, в городе Мышкин); восстают из пепла в прямом смысле старинные соборы и деревенские храмы: сияет ярко-синими куполами церковь Рождества Богородицы в Надовражино под Москвой, зовут на службы соборы и храмы Нового Иерусалима, Борисоглебский монастырь в Аносино, СаввоСторожевский в Звенигороде…
Проводятся благотворительные концерты, собирают всем миром на дорогостоящее лечение, берут шефство над детскими домами, организуют православные фестивали…Много всего хорошего проходит у нас в стране с помощью
благотворителей.
Благотворительность в России, безусловно, есть. Но! Размаха этого благородного движения в обществе – нет. Вроде бы и не замалчиваются благие дела, но для СМИ это новости не первого порядка.
В этом году мне пришлось часто бывать на службах в церкви Святых Апостолов Петра и Павла в подмосковной деревне Лужки под Истрой неподалёку от нашей дачи. Светлый, дышащий воздухом, пронизанный солнечными лучами храм. Но так было не всегда: в моём детстве вместо церкви – обезглавленный обрубок колокольни, а в обвалившихся стенах прорастали маленькие деревца, чудом зацепившиеся за землю в трещинах каменной кладки. 
После войны церковь, как и все почти дома в многонаселённой прежде деревне, была разрушена. Фашисты оккупировали Лужки ненадолго: уже через десять дней советская армия выбила их отсюда. Но бед натворили они немало, а церковь порушили в первую очередь.
В таком руинном состоянии она стояла долгие годы – до тех пор, пока её не стали восстанавливать уже в дни сегодняшние.
На её территории небольшой некрополь на высоком берегу реки. На одном из надгробий высечено: «Цуриков Григорий Михайлович (1792–1852), благотворитель земли Истринской».
Фамилия Цуриковых настолько часто встречается в Подмосковье, что стала уже родной. Я и портреты Цуриковых уже различаю, потому что был ещё младший Цуриков – Павел Григорьевич (1812–1878). И оба благотворители высшей пробы. Купцы-суконщики, они в своём уезде построили и благоукрасили столько церквей, что сейчас их имена то и дело всплывают в местных летописях.
В Лужках на их средства для церкви святителей Петра и Павла был отлит большой колокол в 356 пудов (это больше 5 тонн). Павлу Григорьевичу Цурикову за пожертвования в пользу церквей была пожалована особая награда – золотая медаль на Станиславской ленте. Приходское училище было названо «Цуриковским» во внимание к тому, что он выстроил для оного дом и снабдил его классными принадлежностями, принял на себя содержание этого дома». На ремонт Вознесенской церкви он «передал 45000 штук своего кирпича». Построил на свои средства скит с общежительным уставом в Савво-Сторожевском монастыре под Звенигородом. И много ещё различных благодеяний стоит за именами семьи Цуриковых. К слову сказать, Павел Григорьевич возведён в потомственное почётное гражданство с дворянским титулом: не забывала царская Россия заслуг людей, своим богатством послуживших Родине.
Теперь Петропавловская церковь в Лужках – одна из жемчужин подмосковного храмового ожерелья. Восстановлена в былой красоте усилиями настоятелей, жителей и совсем незнакомых людей.
Много прихожан, дивно поёт детский хор.
Люди стоят плотно, но видно, какой роскошный пол в храме. Мрамор – в деревенском храме! Говорят, он прибыл в деревню прямо из Италии. Кто-то из благотворителей закупил там и прислал этот необыкновенной красоты природный камень в Лужки. И теперь итальянский мрамор сияет здесь, как будто изначально был уготован именно для деревенского храма. И это тоже благотворители, но уже нашего времени.
О благодеяниях семьи Цуриковых сохранились рассказы в истории Истринского округа. А вот Ефрем Никифорович Сивохин (1825–1889) был забыт в России больше чем на сто лет. А между тем имя этого почётного гражданина Санкт-Петербурга, потомственного благотворителя после его кончины упоминалось на всех панихидах в Казанском соборе вплоть до катастрофического 1917 года.
12-летним мальчиком он был прислан в Санкт-Петербург по существовавшей тогда практике, когда зажиточные ярославские крестьяне отправляли своих детей в северную столицу по части традиционной торговли фруктами-овощами, бакалеей. А в итоге Ефрем Никифорович Сивохин вырос до звания купца 1 гильдии, владел 23 лавками в торговых рядах Апраксиного двора. И как только вступил в купечество, сразу же началась его благотворительная деятельность с готовностью обратить своё состояние на пользу Отечества.
Размах его интересов на этом поприще невозможно очертить в небольшой зарисовке. Впечатляет даже простое перечисление адресов его милосердного участия: был главным благотворителем нескольких крупных монастырей в России и за рубежом; построил скит на острове Коневец; имел переписку со старцами Афона; помогал российскому Красному Кресту. Прихожанин Казанского собора в Санкт-Петербурге, он в содружестве с другими купцами выложил престол в соборе, на который ушло 90 кг чистого серебра. Член императорского человеколюбивого общества, окормлял Дом милосердия, Братский приют; активно участвовал в работе Общества вспоможения бедным; на свои средства создал и содержал ремесленное рукодельное училище. И всё это реальная безвозмездная поддержка обществу и людям. По христианскому утверждению о том, что «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26).
А ещё этот купец из крестьян стал статским советником, членом-учредителем Палестинского общества. Заметим, что оба благотворителя, и П.Г. Цуриков, и Е.Н. Сивохин, были отмечены правительственными наградами. Важно – что при жизни!
Известно, что к Ефрему Никифоровичу Сивохину обращался за помощью в становлении православной миссии святитель Николай Японский.
И незамедлительно получил эту помощь. В своём дневнике святитель написал после посещения семьи Сивохиных: «Нравится мне это милое простое русское семейство, благотворящее направо и налево. Молящееся так, как дай
Бог монахам молиться».
Похоронен был Ефрем Никифорович Сивохин в родном Вышнем Волочке Тверской губернии в склепе храма преподобного Ефрема Сирина, который сам и построил. А за четыре года до смерти ему удалось выкупить драгоценную Андрониковскую икону Божией Матери за деньги – баснословные по тем временам – 18 тысяч рублей! Позже в честь этой знаменитой греческой иконы святитель Иоанн Кронштадтский выстроил великолепный Андрониковский собор Казанского женского монастыря, находившегося в городе Вышний Волочёк. Теперь же эта чудотворная икона утрачена: уже в наше время, в 1984 году, её похитили. И до сих пор эта ценнейшая святыня не найдена.
Бог весть, где она сейчас, но сохраняется надежда на то, что икона будет явлена нам в своё время. Ведь такие христианские святыни не исчезают безследно… 
Как не исчезло в людской памяти имя купца 1 гильдии Ефрема Сивохина, хотя и не вспоминалось в родном Отечестве долгое время. Разорена была его могила, кладбище вообще стёрто с лица земли. А вместо него образовалось футбольное поле.
И всё-таки Божьим Промыслом обнаружилась надгробная плита с именем Сивохина (трактор, перепахивая сельхозугодье, просто наткнулся на неё. Это ли не чудо?). А потом один из потомков заинтересовался историей своей семьи. Алексей Павлович Сивохин с братом начали целенаправленные поиски в архивах российских уездов, приходских метрических книгах.
И вот уже в 2025 году в стране торжественно отметили 200-летие со дня рождения Ефрема Никифоровича. Прошли конференции в Вышнем Волочке, Твери с участием представителей РПЦ, местных властей. Приехали из приходов тех храмов, благотворителем которых был Е.Н. Сивохин, выступали краеведы, историки, архивисты, просто верующие люди. А в Санкт-Петербурге впервые после 1917 года через 108 лет в Казанском соборе была отслужена панихида по потомственному благотворителю Ефрему Никифоровичу Сивохину.
Так история отдельной семьи перерастает рамки своей родословной и складывается в летопись большой страны. Вот поэтому так дороги нам имена благотворителей, по образному выражению, «живших далеко впереди нас». Хоть и делали они благие дела в тишине, без громких слов, но потомкам нелишне знать и помнить имена этих патриотов, при которых Россия развивалась невиданными темпами. Успешные предприниматели, они обращали своё богатство на благо страны и помощь ближним. Это благодаря им русская благотворительность пережила настоящий расцвет и охватила всю дореволюционную Россию. Не единицы, а сотни, тысячи людей!
А теперь попробуем ответить на простой вопрос: как назвать этих наших соотечественников? Спонсорами? Меценатами? Предпринимателями? Бизнесменами? Как-то не поворачивается язык применить к русским гражданам Голицыным, Абрикосовым, Третьяковым, Рябушинским, Солдатёнковым, Мамонтовым, Щукиным, Цуриковым, Сивохиным эти чужеземные термины, не правда ли?
Конечно, только благотворители!
Сколько значений слова с корнем -благо- в русском языке:
Благо-творительность.
Благо-устроение.
Благо-деяние.
Благо-дарность.
То есть: творить, устраивать, давать, созидать, дарить. И это далеко не все синонимы, которые существуют в нашем родном словаре.
А между тем перевод на русский язык иностранного слова означает: спонсор – физическое или юридическое лицо, которое финансирует деятельность других лиц (проведение мероприятия, создание теле- или радиопередачи и т. п.) в обмен на рекламу своей деятельности, продукции. 
Только и всего-то… До благотворительности никак не дотягивает!

Надежда Валентиновна
ПАВЛОВА