Великая битва славян

Архив: 

День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве является в России Днём воинской славы, который отмечается 21 сентября.

По праву эту битву можно было бы назвать Донской битвой, ибо случилась она фактически у истоков реки Дон, на территории нынешней Тульской области. 
Шёл сентябрь 1380 года. Святой Сергий Радонежский, недавно благословлявший князя Дмитрия на битву, прислал ему грамотку, в которой писал: «Без всякого сомнения ступай, княже, на битву со всей свирепостью их (ордынцев. – Примеч.
авт.), ты обязательно победишь». С русским войском шла на битву и недавно писанная икона Божией Матери, которую позже назовут Донской. Накануне битвы князь Дмитрий Иванович долго молился Пресвятой Богородице ночью перед этой иконой, и случилось чудо: Божья Матерь сошла с иконы и утешила князя.
Мамаю нужна была победа – грандиозная, равная победе Батыя над Русью в 1237–1240 годах. Но Русь уже была не та, что в XIII веке. Два десятилетия правления князя Ивана Калиты в Москве сделали из этого крошечного городка столицу обширного княжества.  Сложился тот союз русских княжеств, что смог вывести на Куликово поле огромное войско в сто пятьдесят тысяч бойцов.
В Коломне был произведён смотр всех сил – князья ярославские, ростовские, белозёрские, моложские, прозоровские, тарусские, кашинские, оболенские, мещерские, елецкие, стародубские, брянские, каргопольские, костромские, смоленские и другие. Пришли князья Ольгердовичи из Пскова. Правой рукой Дмитрия был воевода Дмитрий Михайлович Боброк Волынский – выходец из Западной Руси (тогда не существовало никакой Украины, даже польские короли, взявшие в своё владение в силу наследственных связей эти русские земли, имели титул «королей Руссии»). И был тут отважный Владимир Андреевич, князь серпуховской, двоюродный брат Дмитрия.
Владимир Андреевич заслужит наименования Храброго, это он поведёт за собой Засадный полк и обратит в бегство Орду на Куликовом поле.
Но ордынцев было ещё больше. Мамай ведь два года собирал великое нашествие. Общее количество войск нашествия приближалось к трёмстам тысячам бойцов.
Битва состоялась в самый праздник Рождества Пресвятой Богородицы, по новому стилю – 21 сентября. Рассвет того дня был холодным, туман застилал обширное поле.
И вот в день праздника в Троицкой обители у Сергия молились за победу русского воинства, совершалась, как всегда, ранняя литургия. В это время на Куликовом поле начали развёртываться русские полки. Никогда ещё Русь не выводила в поле такую силу! Но и со стороны Орды начали подходить конные отряды, а в середине ордынских порядков зачернели ряды генуэзской пехоты – европейские латники шли в бой против православного войска.
Литургия в Троицком храме у Сергия заканчивалась, когда игумен вдруг прервал службу и, словно зачарованный, начал рассказывать о битве, о том, что вот сейчас выезжает из русских родов брат наш Александр Пересвет… Вот выезжает встречь ему могучий видом ордынец – Челубей. Вот он что-то кричит нашему Пересвету, оскорбляет его, похваляется своей силой… Вот они устремились навстречу… И копьями пронзили друг друга! Прими, Господи, душу брата нашего, раба Твоего Александра!..
Потрясённые прихожане и монахи обители, не шелохнувшись, слушают в молчании рассказ Сергия о свершающейся сейчас, вот в это самое время, битве. Сергий словно парит в храме, взор его устремлён куда-то вдаль, он сейчас там – в поле, среди русских ратников.
Он видит, как князь Дмитрий в латах простого ратника сражается в первых рядах… Вот на него бросились восемь ордынцев! Он отбивается, прижавшись спиной к дереву. Меч его рубит врага… Князь получает сильный удар, падает оглушённый. Но он жив, да спасёт его Богородица!
И стоит за густой дубравой засадный полк воеводы Дмитрия Боброка Волынца и князя Владимира Серпуховского. А запасных ратей у Мамая нет, все силы он бросил в битву. И бросилась орда в страхе в бегство, и Мамай бежал с Красного холма.
…Молчание царило в Троицком храме. Преподобный Сергий закончил свой рассказ и замолчал, только осунувшееся лицо словно светилось в полумраке.
«За нами победа, мы победили», – закончил он и пал без чувств.
Увы, не закончилось на Куликовом поле ордынское иго тогда в 1380 году. Ещё долго пришлось выплачивать дань Орде.
Прошло ещё сто лет, и только в 1480 году ордынское владычество окончательно было свергнуто на Руси при московском великом князе и государе Иване Васильевиче III, правнуке князя Дмитрия, прозванного Донским.
Первая суббота в начале ноября называется Дмитровской родительской субботой. Она установлена после Куликовской битвы как день поминовения русских воинов, погибших на поле Куликовом. Да и всех русских воинов, отдавших свои жизни за наше Отечество, за Россию. Вечная память!

Станислав ЗОТОВ