Праздничный КОЛЛАПС

Архив: 

Прокляты и забыты

Простимулировал это наметившееся движение, которое нельзя не приветствовать, знаменитый Указ Президента России от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Указ безусловно нужный, важный и полезный, и дай Бог, чтобы он стал работать на сглаживание имеющихся противоречий не только между национальными, этническими и религиозными группами, но и на примирение политических оппонентов.
Само понятие традиции подразумевает «исторически сформировавшиеся, устоявшиеся, передаваемые из поколения в поколение знания, обычаи, воззрения, нормы поведения, способы и приёмы осуществления творческой, трудовой, образовательной деятельности и пр.». Вот давайте от этого и будем отталкиваться с учётом, что Русь-Россия существует как государство уже более тысячи лет. Рассмотрим лишь некоторые традиции, которые по-разному понимаются условными «красными» и «белыми» – левыми и правыми. Например, праздники и сформировавшиеся на их базе культурные обычаи.

Календарь праздников за последние 150 лет кардинально и неоднократно поменялся. Причина всем ясна: 1917 год, когда от власти незаконно был отторгнут и позже расстрелян её Верховный носитель – православный государь император, а основа всего мироустройства, матрица православной России – Церковь подверглась безпрецедентным гонениям.
Произошло намеренное, насильственное, попущенное Богом разрушение – порча духовного национального кода, что несравнимо даже с монгольским нашествием и связанным с ним тяжёлым двухвековым игом, когда вера и традиции всётаки не подвергались открытому глумлению и фактическому слому. Хорошо известный и уважаемый митрополит СанктПетербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) (1927–1995 гг.) в своём знаменитом труде «Русская Симфония» писал: «В 1917 году Россия была потрясена социальной катастрофой, самой страшной и кровавой из всех известных человечеству. Ни по грандиозным масштабам, ни по своей жестокости, ни по продолжительности (ибо она не окончилась до сих пор) русская революция не знает себе равных».
Этот процесс явно отразился на праздниках как маркерах народного самосознания и государственного осознания.
Новые власти в духе лютых оккупантов преследовали и прилагали бешеные усилия по вымарыванию и очернению дореволюционной истории и её «опорных конструкций» – Церкви и монархов – и добились в этом больших успехов. А то, что путём жестоких репрессивных мер не удалось искоренить, по задумке организаторов было вывернуто наизнанку и наполнено иным, часто обратным смыслом. Известно, например, распоряжение Ленина в отношении рабочих, осмелившихся, как раньше, отпраздновать день памяти любимого в народе святителя Николая: «…Мириться с “Николой” глупо, надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за “Николы”».
Известно, что весь имперский праздничный календарь был завязан на календарь церковный, плюс добавлялись т. н. царские дни, связанные с царствующей фамилией – днями рождений и тезоименитств лиц правящей династии. Праздничные дни назывались неприсутственными, то есть нерабочими, и их набегало (помимо воскресенья) до нескольких десятков в год.
Всё это категорически не устраивало богоборческую «трудолюбивую» власть, которая с присущей ей энергией боролась с наследием «проклятого» прошлого. К сведению православных сталинистов, которых немало среди «красных» и «левых»: в 1952 году в СССР было всего 6 праздничных дней при семидневной рабочей неделе с одним выходным днём.

Горе от «ума»

Если праздник Пасхи, несмотря на все бешеные усилия богоборцев, не удалось вытравить из памяти народа, то, например, главный мужской праздник, который в России отмечали 22 марта – на день 40 Севастийских мучеников,
вполне удалось забыть, буквально сочинив вместо него на пустом месте день Красной (Советской) армии, который со временем стал официальным праздником всех советских мужчин. Празднуется он и сейчас как День защитника
Отечества. Идея понятна и выглядит вполне благородной, несмотря на историческую спорность выбранной даты. Но ведь до 1917 года у защитников Родины были свои праздники. Главный из них – Михайлов день (21 ноября по новому стилю), когда Церковь чтит память Архистратига (главного военачальника) Небесных Сил безплотных Архангела Михаила. Кроме того, воины России особо почитали и дни святого Георгия – Небесного покровителя русского воинства и казачества, память которого отмечается Церковью несколько раз в году и особо 23 ноября и 6 мая. И это не считая полковых праздников, покровителями которых были тоже святые. Одним словом, и мужчины, и защитники Отечества в России почитались многократно!
Перевод гражданского календаря на новый стиль – прихоть большевиков, одна из целей которого – оторвать народ от традиций и Православия. По этой же причине мы, единственные в мире, имеем два новых года: один исторически отмечаемый после Рождественского поста в ночь с 13 на 14 января и второй – накануне Рождества, когда установленный Церковью пост всегда усугубляется. Но даже сам Новый год совсем не сразу был разрешён советской властью и первые лет 20 находился под запретом как пережиток буржуазного прошлого. За установленную в доме ёлку вполне было можно получить реальный срок. А вот в царской России Новый год справедливо находился в тени главного праздника Рождества Христова, на которой увенчанная Вифлеемской звездой ель как символ вечности украшалась прообразом даров, принесённых Богомладенцу Христу волхвами.
Та же ситуация с главным женским праздником. До революции он отмечался во второе воскресенье после Пасхи, когда чествовались евангельские жёны-мироносицы, коим первым и явился воскресший Христос. В это время – начало мая, когда всегда ощущается настоящая весна, буйно пробуждается природа, святая Церковь и славит сохранивших верность Христу женщин – сопутниц и помощниц мужчинапостолов. Так высоко ставилась роль женщины в «безправной, забитой и тёмной России».
В советское время этот день был намеренно стёрт в памяти и вместо него навязан политизированный «Международный день солидарности женщин в борьбе за женские права и эмансипацию», который стали отмечать 8 марта.
«Освобождённая» от рутины быта и семьи равноправная советская женщина была перенаправлена в колхозы и на стройки коммунизма, что немедленно отразилось на демографии, разводах и росте абортов, последствия чего мы
испытываем по сей день. Стали ли счастливее наши женщины от такой «свободы» и равноправия? Сомневаемся. Это ли тот праздник, который в действительности заслуживают наши женщины?
Есть в церковном календаре и особые дни поминовения усопших, которых Церковь, имея на то основание, продолжает считать своими членами до второго пришествия Христова. Главный из них – Радоница, празднуемая во вторник после Светлой седмицы. Она ещё называется Пасхой усопших – так было до 1917 года. Многолетними усилиями богоборцев во власти этот праздник был практически стёрт из памяти, и несчастные расхристанные советские люди шли на кладбища (т. к. большинство храмов были разрушены и закрыты) помянуть родных на Пасху, а не на Радоницу, как того требует церковный устав.
Советский по менталитету человек ухмыльнётся и махнёт рукой, мол, какая разница? Главное, что чтут традиции, не забывают усопших! Такое часто намеренно перевёрнутое и искажённое почитание «традиций» хуже, чем их забвение: ведь искажается не чья-то прихоть, а Божий замысел о мире. Таких примеров искажения традиций на практике великое множество…

С ног на голову!

Вместо старых, «проклятых» праздников советская власть ввела свои – 1 мая, 7 ноября, День Конституции и т.  д., которые в изменённом виде перешли в наше время.
Первомай, задуманный как день международной солидарности трудящихся, сегодня отмечается как праздник весны и труда, предполагая не демонстрации с красными флагами и портретами вождей, а безобидные дачные маёвки с шашлыками.
Любителям же советских традиций следует задуматься: с кем они солидаризируются сегодня? Не с мигрантами-гастарбайтерами случайно? Ведь сегодня именно они благодаря «мудрой» демографической политике прежних
властей всё больше олицетворяют собой рабочий класс России? По ленинской логике и согласно коммунистической идеологии, советские люди должны проявлять с ними солидарность, а именно – бороться за их права… Недаром в
православной традиции 1 мая считается не самым хорошим днём, т. к. его канун известен под названием Вальпургиевой ночи, когда на шабаш слетается нечистая сила, с которой в Церкви не шутят и тем более не заигрывают.
Ну, главный праздник коммунистов – 7 ноября, слава Богу, благоразумно отменили, найдя ему вполне приличную замену. 4 ноября – поистине общенародный праздник, объявленный Днём народного же единства и приуроченный к
освобождению Кремля от оккупантов и связанного с этим событием дня иконы Казанской Божьей Матери. Другое дело, что он плохо раскручен по причине нашей деидеологизации. То же касается Дня Конституции – самого, наверное, непонятного и потому нелюбимого праздника с советских времён до наших дней.
А вот действительно объединяющим нас всех праздником является 9 мая – святой день Победы! Его актуальность ясно высветилась на фоне СВО, где мы действительно столкнулись с русофобией и нацизмом, и, казалось бы, канувший в лету опыт наших дедов-прадедов оказался очень живым и востребованным! К слову, в советский праздничный календарь он вошёл лишь в 1965 году, до этого за исключением небольшого двухлетнего периода (1945–47 гг.) был рабочим днём.
Подводя итог, хочется надеяться, что наша власть ещё раз напряжётся и, издав-таки замечательный Указ № 809, приделает ему «ноги»: приведёт в соответствии с заявленными традиционными российскими духовно-нравственными ценностями национальный календарь, чем заложит действительно прочную основу для гражданского и межнационального единения.

Андрей Дмитриевич РЕДКОЗУБОВ
Роман Алексеевич ИЛЮЩЕНКО