Фото театрального центра
Никиты Михалкова
Из выступления в Государственной Думе на пленарном заседании перед депутатами народного артиста РСФСР, Героя Труда РФ, режиссёра Никиты Сергеевича МИХАЛКОВА
Хочу вам привести один пример.
Вот посмотрите, пожалуйста, этот снимочек. Это прекрасный праздник – Курбан-байрам – мусульманский праздник, один из главных двух дней в году. Потрясающе, что такой праздник в нашей столице проходит под помощью, защитой государства. Этот праздник говорит о том, что мы реально сосуществуем в нашей стране во всех смыслах и мы – единственный реальный мост между Востоком и Западом, где совершенно спокойно примиряются религии, где мы воспринимаем и западную культуру, и восточные ветры.
Мы реально единственный мост. Хорошо это или нет? Прекрасно!
Вы видели в моей нарезке фестиваль, конкурс в Ингушетии в прошлом году на чтение Корана. Потрясающе!
Тысячи людей слушают друг друга, соревнуются в умении читать Коран. Мы когда нибудь видели, чтобы в нашей стране такой же какой-то конкурс был связан с осознанием православной культуры и наших летописей, жития
святых и так далее? Никогда.
Теперь посмотрите другую фотографию. Это Великорецкий крестный ход. Этому крестному ходу 600 лет. Люди каждый год 180 километров проходят пешком пять дней, читая молитвы, неся хоругви, иконы и так далее. Это происходит в Кировской области. Хорошо это? Прекрасно. Тридцать тысяч человек там было.
А теперь скажите мне: вот если в соотношении по времени, сколько времени было на центральных каналах уделено первому празднику и сколько второму празднику Великорецкого крестного хода? И вы увидите, что это не в пользу этого крестного хода. Но это как раз и есть то самое стыдливое ощущение неловкости перед кем-то от того, что мы скажем, что мы верующие люди, православные, что это наша страна, что мы русские люди. Почему? Да, я знаю, я понимаю.
Это тоже в крови русского человека.
Стыдливость, неловкость, деликатность, застенчивость. Да, это правда. Но когда дело касается будущего страны, её безопасности, не давать возможности хотя бы на равных сосуществовать религиям в массовом сознании, – это неправильно. Это порождает рознь. Именно это порождает рознь, а не наоборот.
Вы знаете, народ, который стесняется своей религии, своей истории, своей культуры, своей традиции, у него нет перспективы, он пуст, он не имеет иммунитета. И тогда в результате, так или иначе, он больше всего может стать добычей для порабощения.
Мы должны это понимать. Это важно.
Это не просто слова, это важно внедрять. Это важно осознавать.