Знамение о последних судьбах мира

Архив: 

Ответы протоиерея
Александра ШАРГУНОВА

Как объяснить, что христианство, столь негативно определяющее «жизнь по плоти», на божественную высоту ставит воскресение человеческого тела?
Д.К. Леонидов, г. Москва

Воскресение обнимает всю личность Христа, включая Его смертное тело. Вот почему Христос во время Своих явлений восхотел быть узнанным Своими учениками через телесные чувства: Он был видим, к Нему прикасались, Он пил и ел с ними по Воскресении. Он – не призрак.
Но было важно также, чтобы телесное воскресение Господа открылось со стороны нашего земного мира – исчезновением Его тела. Таково значение гроба, найденного открытым и пустым. Это не есть доказательство воскресения, но важное знамение его смысла. Ибо, с точки зрения богооткровенной религии, тело – это сама личность. Весть о Воскресении не могла бы удержаться в Иерусалиме ни одного даже часа, если бы пустой гроб не был несомненным фактом, засвидетельствованным всеми. В проповеди Пятидесятницы о Воскресении Христовом апостол Петр ссылается на то, что «не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян. 2, 31). В своём молчании пустой гроб – знамение, возвещающее о последних судьбах мира. Он говорит нам, что образ этого мира не завершён. Закон тления не есть последнее слово человеческого существования, поскольку в личности Иисуса Христа мир уже узнал прорыв, который делает его открытым жизни Божественной.
Это имеет для нас решающее значение. Ибо Воскресение Христово – прообраз нашего воскресения. Таков воскресший Христос, такими воскреснем мы. Воскресение Христово устремлено к будущему, потому что являет то, чем будет наше конечное состояние. Воскресение Христово – решительная победа над смертью. Смерть – последний враг человека, она – порождение сил зла, греха и ада. На Кресте неумолимое царствование смерти над человеческим родом достигает предельной глубины. Но уже не за ней последнее слово. Христос воскрес из мертвых, и Он Тот, Кто способен воскресить всех умерших. Воскресение Христово открывает нам замысел Божий о человеке.
Эта победа над смертью говорит нам, что христианское спасение заключается в жизни, ибо «Бог не есть Бог мертвых, но живых», как со властью утверждает Христос перед лицом саддукеев (Мф. 22, 32). Речь идёт о человеческой жизни, о нравственном и духовном образе её, который мы ведём в течение нашего убогого земного существования. Но речь также о жизни Самого Бога, которая отныне сообщается нам, не подавляя в нас ничего человеческого. Ибо наше обожение есть также вершина нашего вочеловечивания. Бог стал человеком, чтобы человек мог в полноте стать человеком. Это жизнь в полноте нашей разумности, свободы, любви и потому блаженства. Это жизнь, состоящая из наших личных отношений с Богом и личных отношений между всеми членами Божией семьи. Это вечная жизнь, которая более не подвержена ни старению, ни болезням, ни смерти.
Теперь мы понимаем слова Евангелия от Иоанна, звучащие среди Пасхи о том, что «в Нём (в Слове) была жизнь». Что «верующий в Сына имеет жизнь вечную» и что «Отец дал Сыну иметь жизнь в Себе». Сам Христос отождествляет Себя с жизнью. «Я воскресение и жизнь», – говорит Он.

Какая радость всепревосходящая для всех верующих в Воскресение Христово! Даже если у нас грехи, как у разбойника благоразумного, Господь говорит: «Днесь со Мною будешь в раю». И мы знаем, что не просто говорит, но и приобщает нас свету Своей непобедимой победы. Но ведь можно быть разбойником неблагоразумным. И молитва веры перед Чашей Христовой: «Но яко разбойник исповедаю Тя» заставляет задуматься об участи разбойника неблагоразумного. Неужели он не был спасён?
О. Трухина, г. Пятигорск

Христос на Кресте. В Евангелии от Луки мы видим Его распятым среди других осуждённых. Мы знаем их как разбойника благоразумного и как разбойника неблагоразумного. Тот последний, которого мы так называем и который будет носить это звание до скончания мира, говорит Господу: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23, 29). Другой, которого мы называем благоразумным, унимает его. «Или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И добавляет молитву: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Впрочем, согласно другим Евангелиям, оба разбойника были вначале неблагоразумными, но постепенно один из них начал прозревать.
Не чувствуем ли мы себя иногда ближе к неблагоразумному разбойнику, чем к благоразумному? Разве он не заслуживает нашего сострадания? Как и другие, распятые рядом с ним, он был арестован, судим и осуждён на смерть под палящим солнцем Иерусалима. Рядом с ним Иисус, известный Своими чудесами.
Говорят, что Он останавливал бурю, исцелял безнадёжно больных, умножал хлебы, даже воскрешал мёртвых! Во всяком случае, Он осуждён за то, что претендовал быть Сыном Божиим. И вот Он здесь и также должен умереть. Мог ли этот разбойник поступить по-другому? Послушайте его: «Одно из двух. Или Ты не Сын Божий, и Ты обманывал нас, тогда Ты вполне заслуживаешь Свою смерть. Или Ты Сын Божий. Тогда чего Ты ждёшь? Неужели Ты оставишь нас вот так? Ты можешь сколько угодно говорить, что любишь нас, но если Ты дашь нам околеть на этих крестах, что значат все Твои слова?»
Как понятен нам ужас и бунт этого человека! Не потому ли, что мы на него похожи? Его вопль – вопль всех раздавленных страданиями, болью и отчаянием, кто взывает: «Ну что я такого сделал, Господи?» Мы похожи на этого человека, потому что тоже требуем, чтобы Бог вмешался и навёл порядок там, где люди, то есть каждый из нас, устроили безпорядок. Мы хотим, чтобы Бог установил прочный мир там, где люди разожгли войну, чтобы Он утвердил справедливость там, где мы были безучастными перед несправедливостью, чтобы Он насадил любовь там, где мы сеяли ненависть. Мы без конца требуем у Бога, чтобы Он исправил мир, в котором мы живём, разрушая его. Иисус Христос, Сын Божий, знает в Своей великой мудрости, что ни мир, ни справедливость, ни милость, ни любовь нельзя навязать. Он пришёл, чтобы жизнью Своею явить среди нас Царство Божие и призвать нас жить в этом Царстве с Ним.
«Итак, Ты Царь?» – спрашивает Пилат Христа. «Царство Мое не от мира сего», – отвечает Господь. Царство Христово не имеет ни границ, ни правительства, ни армии, ни полиции. Это не означает, что Он – вне мира. «Царствие Божие внутрь вас есть», – говорит Господь. Поистине Он Царь, но Его Царство не навязывается человеку извне, оно – плод глубокого изменения сердца каждого человека. Сын Божий Иисус Христос видит, как медленно ветхое человечество идёт к этому Царству, к новому Граду, к Новому Человечеству, в котором Он – Перворожденный, и потребуются века, чтобы ветхое стало новым. Хотя там, где есть подлинное покаяние, Он может в одно мгновение всё обновить Духом Святым.
Когда после своего долгого странствия человечество будет готово следовать единственно спасительным для него путём и принять единственную истину, которая есть любовь, тогда Христос придёт во Втором и славном Своём Пришествии, чтобы всем предложить это совершенное вечное Царство. Однако мы помним другие слова в Евангелии о почти всеобщем отступничестве: «Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» Мы знаем, что Христос принял Крестные страдания и воскрес из мертвых, чтобы спасти всех. «Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота» (Кол. 1, 18–19). Да благословит всех нас Бог, любовь Которого всесильна, да сохранит от всякого ожесточения и слепоты, да соделает благодатью покаяния из разбойников неблагоразумных разбойниками благоразумными и да приведёт в вечное Царство Отца и Сына и Святого Духа.

Говорят, вера – дар Божий. Но почему не все получают его?
Елена Завьялова, г. Омск

Да, мы имеем веру не потому, что мы её заслужили или сами приобрели, но потому, что она нам дана. Но кому дано, с того и спросится. Вера идёт от Бога Отца, Христа, от Святого Духа. Она – чистый дар. Её нельзя купить никакой ценой.
Она – чистое благодатное просвещение Божие, дарованное нашему взгляду. Вера – это богатство, великое и прекрасное.
Благодаря ей мы соединены с Богом и можем жить в тесном общении со Христом. Благодаря ей Святой Дух живёт в нас.
Вера делает нас сокровенными друзьями Христа, Его учениками. Очень многие говорят, что они и хотели бы веровать, но не могут – дар веры не был им дан. Большинству из нас вера была дана при крещении.
Приняли ли мы этот дар в его истинной, непостижимой цене?
Благодарим ли мы по-настоящему Бога за дар веры? Вера – это великое богатство. Благодаря ей мы знаем, что любимы Богом.
Что мы драгоценны в Его глазах, что Он никогда не оставит нас.
Мы можем много страдать в нашей жизни. Бог не закрывает глаза на наши скорби. Мы можем встретиться со многими тяжкими ударами судьбы – Бог с нами в эти часы, вера даёт нам это знать.
В течение нашей жизни мы можем быть страшно обмануты людьми, которые нас любили и которые оставили нас, – вера убеждает нас, что Бог никогда не оставит нас. Его любовь верна. Его отношение к нам неизменно. До конца наших дней Он будет спутником нашей дороги. Мы можем оставить Его, забыть, предать – Он никогда не оставит нас.
Вера – великое богатство. Она даёт нам узнать глубокую и животворящую реальность, которую наши телесные глаза не могут видеть. Вера открывает нам существенное понимание жизни.
Она убеждает нас, что даже если наша жизнь отмечена страданиями, она исполнена смысла. Она даёт нам возможность уже сейчас иметь общение с жизнью Бога. Она откроется однажды вечной жизнью, которая у Бога, с воскресшим Христом. Вера представляет нам Христа как образ жизни. Она говорит нам, что следовать за Христом, жить плодоносной, исполненной высшей красоты жизнью. Она постоянно напоминает нам, что мы не должны переставать любить, даже если ненависть окружает нас.
Что не должны терять доверия к тем, кто порой обманывает нас.
Вера – очень драгоценный дар. Она должна делать нас счастливыми, должна всегда изливаться из нас. Как объяснить, что нам часто недостаёт любви? Как происходит, что мы, верующие, порой несём нашу веру как тяжкое бремя? Если вера ничем не проявляется в нас, если она не помогает нам быть счастливыми, если не согревает наше сердце и не подвигает нас к сражению за Христову любовь, за святость, за правду, если она не делает нас людьми неложной надежды, если ничему этому не служит наша вера – для чего она нужна?
Вера не есть драгоценный подарок, который бы мы хранили только в себе. Она дана, чтобы мы могли принести плод. «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода» (Ин. 15, 8). Плод веры – любовь, это прощение, это правда, это кротость, это мир, это мужество в испытаниях, это радость, это принятие истины. Смерть или равнодушие – там, где вера не приносит плода. Бог ждёт, что наша вера станет светом вокруг нас. Теплохладность – предупреждение об утрате веры.
Что может умножить в нас веру или возвратить её? Несомненно, благодать Божия, молитва о ней и особенно причастие Святых Христовых Таин. Но чтобы приблизиться ко Христу, мы изо всех сил должны стараться пребывать в Нём, внимать Его учению и осуществлять его на деле.