Незримые связи

Архив: 

Часто приходится задумываться, почему это событие произошло именно с нами и, главное, зачем?
Говорим обычно: «Ну, это случайность». И наши глаза закрыты, мы не видим связи явлений и не прикладываем их суть к нашей жизни, особенно если это не соответствует принятой нами норме, которую мы себе сами и определили. Я говорю про всех, но в первую очередь имею в виду себя. Но если внутренним внимательным зрением вглядеться, то понимаешь, что это не случай, а невидимая связь явлений, пронизывающая всю человеческую жизнь. Через события это происходит явно, а через сознание и душу – ещё более ощутимо, хотя и неосязаемо. Незримые нити встреч, людей, событий пронизывают всё наше бытие и становятся явными только тогда, когда перед нами слегка приоткрывается завеса Божьего Промысла. И становится ясным, почему и зачем это пришло в нашу жизнь.

Отец Алипий

В прошлом году Псково-Печерской обители исполнилось 550 лет. Я приехала во Псков, чтобы собрать материалы для публикации, посвящённой этому большому событию.
Побывала в обители, в её храмах, подышала благотворным воздухом на Святой горке, а, вернувшись в Псков, на следующий день пошла в Псковский кремль, по-местному – Кром.
Троицкий собор – главное здание в кремле. По крутой лестнице поднялась внутрь и как будто очутилась в сказочном пространстве, наполненном и солнечным светом, льющимся из высоких окон, и тем лучезарным свечением, которое исходит от икон в благодатных православных храмах. Вот икона-портрет святой княгини Ольги, покровительницы этого старинного русского города. Прекрасные черты славной псковитянки, истинной христианки, нежной матери и верной жены. Глядя на эту икону, эпитетов можно найти много, но они не нужны, потому что всё это видно внутренним взором…
Пока стояла у иконы св. Ольги, подошла экскурсия, и я узнала, что икону эту написал в 70-х годах прошлого века архимандрит Алипий, наместник в ту пору Псково-Печерского монастыря. И теперь иконография княгини связана именно с тем образом, который создал отец Алипий.
Постойте-ка, но ведь именно в дни праздника обители в Печорах усилиями тогдашнего главы Псковской митрополии, а теперь Крымского митрополита Тихона (Шевкунова) была открыта художественная галерея с высоким статусом филиала Русского музея. А основу галереи составила коллекция картин известных русских художников, которую собрал отец Алипий. Так и запомнилось мне имя этого архимандрита – настоятеля монастыря, иконописца, собирателя русского искусства.
Потом, когда на территории монастыря установили памятник работы скульптора Виталия Шанова, посвящённый старцам-подвижникам ХХ столетия, среди фигур на памятнике узнавался и отец Алипий. Теперь уже можно было внимательнее вглядеться в черты его одухотворённого лица.
А через несколько месяцев имя архимандрита опять всплыло самым неожиданным образом. В московском храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, беседуя с его настоятелем отцом Николаем (Соколовым), я рассказала ему о художественной галерее, только что открытой в Печорах. Мне было известно, что отец Николай хорошо знает и любит живопись и что эта новость его порадует.
И как порадовала! «Галерея отца Алипия? А я ведь знаю его с детства: мой отец Владимир Соколов был с ним на одном фронте. С тех пор, с войны, и дружили. А когда отец Алипий стал настоятелем в Печорах, мы с отцом, ставшим священнослужителем, часто ездили к нему в гости. И вот однажды утром в один из приездов в монастырь я просыпаюсь, а у меня на столике лежит крестик – подарок отца Алипия. Он и сейчас на мне…»
И отец Николай показал этот крестик. Вот так каноническая фигура печерского старца обрела живые черты, стала по-человечески ближе, роднее. Вот и подаренный отцу Николаю крестик передо мною… Протянулась незримая ниточка, через время связывающая имена, факты, людские судьбы.
А ещё мне подумалось: какая же невероятно крепкая основа нашей церкви была и есть во все времена. Вот что такое патриотизм, для которого сегодня ищут всевозможные определения. Сначала кровью и своей солдатской жизнью такие люди защитили страну от супостата, а потом верно служили духовному поприщу в самое неблагоприятное атеистическое время. И подаренный крестик – как продолжение этого служения, непреложное обещание хранения Веры и Православия.

Моя бабушка Василиса

Она тоже хранила свою веру на протяжении всей жизни, ничего не делая напоказ. Но почему-то до сих пор вспоминается, как она стоит на молитве у единственной иконы в её комнате, как однажды утром, гостя у неё на каникулах, я вошла к ней и увидела, что икона весело украшена голубыми васильками – так я узнала о Троицыном дне. Вот с бабушкой Василисой мы несём яблоки из нашего сада на освящение в церковь – это Яблочный Спас… Запомнила, как бабушка рассказывала мне, что в своём дальнем младенчестве, когда они с сестрой собрались сделать что-то «противоправное», то сестра залезла на стул и заклеила глаза Богоматери на иконе: чтобы Божия Мать не видела их озорства. И как их потом наказали за это родители…
Нет, бабушка «не агитировала» меня, разве возможно такое, когда вокруг сплошь атеисты и учительница на уроке спрашивает, а не ходит ли кто из учеников в церковь. Бесед о Боге у нас с бабушкой не было, но меня не оставляет уверенность, что именно она привела меня на порог храма, хотя это и произошло через много-много лет после детства. Теперь, когда я вхожу в храм в Хамовниках или в церковь Воскресения Словущего на Арбате, я всегда вспоминаю, что сюда ходила моя бабушка Василиса, когда гостила у нас в Москве. Ступени этих храмов помнят звук её шагов. И она, наверное, подпевала хору, потому что знала церковные песнопения. Тонкие связи – их нельзя объяснить обыкновенными словами…

Радость православного храма

Вот правда, почему я однажды, проходя мимо церкви в моём родном районе в Хамовниках, вдруг подняла руку в крестном знамении?.. Не собиралась этого делать, каждый вечер проходя мимо неё утром на учёбу в МГУ, потом на работу, а вечером возвращаясь домой. Но каждый раз поднимала голову вверх, чтобы полюбоваться благородным абрисом куполов-луковиц. Позже я прочитала, что искусствоведы считают плавные линии церковного купола неким мерилом гармонии, а тогда я просто интуитивно любовалась крестами на фоне неба. И вдруг… рука сама потянулась ко лбу в крестном знамении, этот жест был непроизвольным и никак не согласовался с сознанием. С сознанием – нет, а с душой, наверное, – да. И с тех пор передо мной открылись двери храма. Сначала как для «захожанки», когда меня привлекала красота кисти церковных иконописцев, а много позже пришло прочное осознание необходимости.
Некоторые люди говорят, что в церкви им душно, темно, мрачно. А когда я в первый раз вошла в наш храм, он показался мне лучезарным: столько света лилось сверху на иконы, которые как будто отражали эту светоносность, обволакивая нас сиянием. Праздничность православного храма, она присутствует всегда и повсюду в нашем церковном пространстве. Эту Радость невозможно не заметить, а уж если ощутишь её внутри себя, – счастье…
В перестройку некоторые из моих подруг уехали за рубеж: кто вслед за мужем, кто по своему желанию. Рассказывали о своём житье-бытье взахлёб: вот и это хорошо, вот и то чудесно. В том числе говорили про зарубежные храмы. Было интересно слушать их: у нас-то в те времена ещё царила ярая антирелигиозность и в церкви очень «не рекомендовалось» ходить. Подруги сетовали на то, что в наших храмах всё слишком строго, службы ведутся на непонятном языке, что бабушки постоянно делают замечания, а там можно и без платка…
Но со временем разговоры про посещение храмов приутихли, подруги стали реже говорить о них, а потом и вовсе эта тема ушла из наших бесед. И по сей день не вернулась… Тем и закончилось «воцерковление» моих зарубежных приятельниц. Кстати, после кровавой бойни в «Крокусе», случившейся в Москве, никто из них не позвонил, не поинтересовался, всё ли в порядке у меня.
Странно? Наверное, уже – нет.
А про «непонятный» язык службы… Вот в этом Великом посту в первую неделю я слушала Покаянный канон Андрея Критского. В унисон батюшке следила за текстом по книжечке. И сверяла его с переводом на русский язык. Да, стали понятнее смыслы, но красота Слова, его образность и многозначность значительно утерялись. Нет уж, решила я, буду читать по-старому, а смыслы… Ну, что здесь непонятного: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши…».

Учитель

София Иосифовна Паршина, мой учитель французского языка и классный руководитель, – важнейший для меня человек после родителей. Она ушла от нас в весьма почтенном возрасте 97 лет, и до самого конца принимала
самое активное участие в моей жизни. Слава Богу и спасибо «Русскому Дому», что я успела при её жизни высказать слова благодарности, напечатав рассказ о ней на его страницах. Я не знаю, когда она стала верующим человеком, но внутренне для меня она всегда была настоящей христианкой – понимающей, помогающей, неосуждающей, милосердной. Однажды, провожая меня, София Иосифовна впервые произнесла: «С Богом!». Это было неожиданно, но так органично, что мы, не сговариваясь, перекрестили друг друга.
Очень любившая живопись София Иосифовна окружала себя репродукциями любимых картин. Зная это, однажды я привезла ей картинку знаменитой «Шоколадницы», чему она очень обрадовалась. Позже из поездок я привозила только открытки: у Софии Иосифовны слабели руки, и открытки были для неё доступнее. Потом как-то позвонила мне – очень нужна иконка адмирала Феодора Ушакова. «Ты знаешь, он не проиграл ни одного сражения, в котором участвовал. Настоящий русский воин-святой!».
Теперь, когда в день рождения Софии Иосифовны мы с одноклассниками приходим к её дочери, я всегда ищу глазами иконку святого Ушакова. Она там же на месте.
А в храмах с радостным открытием нахожу иконы святого адмирала, их много и в столице, и во всех русских городах, где приходилось бывать. Это как привет и благословение моего школьного учителя.
Моя старшая внучка названа Софией. Вот опять незримые тонкие связи…

Виринея – Вероника

Такое имя получила моя младшая внучка при крещении. Теперь она вступила в трудный подростковый период – 10 лет! Впервые я привела её в храм в два года. Специально не подводила к определённым иконам, ждала – куда же потянется ребёнок? И первое, что она сказала, было: «Мама», обращённое к иконе Божией Матери. Чистыми глазами дитя узнало в божественном лике Всемирную мать и назвала её мамой…
А в четыре года, увидев на иконе Божией Матери множество подарков-приношений от людей в благодарность Богородице за помощь, Вероника, придя домой, очень ловко сплела из разноцветных ленточек что-то вроде
украшения. И сказала, что это подарок Божией Матери за то, что когда-нибудь у Вероники будет много детей…
И пусть сейчас у неё в приоритете Гарри Поттер, рваные на коленках джинсы, аниме и манга, но я твёрдо знаю, что тот первый благотворный порыв не будет забыт её душой. И когда-нибудь проснётся таким же естественным жестом, какой был у меня, когда я впервые перекрестилась у дверей храма.
Очень давно, когда маленьким ребёнком я гостила у бабушки Василисы, она научила меня стихотворению, из которого запомнились только несколько строк: «Шаловливые ручонки, нет покою мне от вас! Так и жди, что натворите вы каких-нибудь проказ. Вот картинку изорвали, спичку серную зажгли, а вчера ключи куда-то от комода унесли».
Благодаря интернету пропажа остальных строк нашлась, и обнаружилось, что автор этого стихотворения Алексей Плещеев и написано оно более 100 лет назад.
Пятилетняя Вероника выучила его и мастерски исполняла по первой же просьбе благодарных слушателей.
Теперь-то, наверное, застесняется: как-никак взрослая девица 10 лет. Но ведь эти замечательные стихотворные строки уже заложены в её память и никуда оттуда не уйдут и, может быть, всплывут, когда она захочет прочесть нежные слова своему ребёнку. Подумать только – это уже будет пятое поколение семьи, в котором живут эти детские стихи, впервые прочитанные моей бабушкой Василисой…
Тоже незримая связь, тонкая материя, облечённая в стихотворный размер.
Вот так и складываются разрозненные пазлы в единую цельную картину в истории семьи или отдельного человека. И все случаи здесь не случайны, а встречи предопределены. Просто мы узнаем об этом, когда события выходят «на поверхность», а всё ранее скрытое от нас становится явным. Незримые ниточки памяти связывают прошлое и будущее, проникают в настоящее. Как увидеть, распознать, не пройти мимо? Сложная для каждого человека задача, ведь по милости Божией он свободен. И как в этой свободе найти свой выбор, и окажется ли он верным…
С упованием на милость Господню – только с помощью Божией.

Надежда Валентиновна ПАВЛОВА