На помощь братушкам

Как-то тихо и незаметно прошла в марте очередная 145-я годовщина окончания Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Государственные СМИ и центральные телевизионные каналы никак не отреагировали на это событие, хотя эта война наравне с другими знаменательными датами торжества русского оружия могла бы послужить укреплению нашей государственности и единению власти с народом. Ведь в мировом масштабе она была и остаётся одной из справедливых войн, которая была начата Россией за освобождение единоверных братьев другой страны от иноземных захватчиков. Много ли в истории таких войн, которые велись не ради прямых корыстных интересов собственного государства, а ради права на жизнь и независимость другого народа? В едином порыве власти и народа проявилось тогда одно из благороднейших свойств непостижимой для рационального иноземного восприятия русской души, воспитанной Православной Церковью.
К сожалению, сейчас мы не только забыли, но и почти перестали изучать историю прошедших эпох, а главное – мы совсем не умеем извлекать из неё нужные уроки в нужное время.
Если говорить о духовном смысле войны 1877–1878 гг., то она, безусловно, является достоянием русской истории, её вкладом в мировую сокровищницу христианских подвигов.
Страдания единоплеменных и единоверных балканских народов всегда вызывали боль и сострадание в сердцах великодушного русского народа. И во время борьбы балканских христиан за своё освобождение от османского ига это проявилось особенно ярко. Российская общественность была взбудоражена событиями на Балканах, и представители практически всех сословий обращались к государю императору Александру II с просьбой повлиять на Турцию, заставить её дать свободу и независимость балканским народам. Такая стойкая позиция российского общества повлияла в конечном итоге на решение государя начать неподготовленную кампанию против Турции. Следует признать, что Россия в то время к войне была не готова, поэтому государь пытался добиться от Турции уступок с помощью дипломатического давления. В памяти ещё оставались свежи события Крымской войны. Не хотелось снова отражать натиск армий почти всей Европы.
Последовавшее после безуспешных переговоров решение о военных действиях, принятое государем императором, было на тот момент выстраданным, очень смелым, решительным и крайне ответственным, прежде всего за судьбу самой России. Но таким образом император, опираясь на свой народ, показал всему миру глубинный смысл российской государственности, показал, что только в таком единении
монарха и народа в России всегда совершались богоугодные государству и народу дела. Так получилось и с той освободительной войной.
Тогда влекомые единым порывом русские люди откликнулись на призыв о помощи единоверных славянских братьев. Несколько тысяч русских добровольцев отправились на Балканы и вступили в ряды сербского войска.
Добровольцем ушёл на войну писатель Вс.М. Гаршин. В Дунайской армии находились знаменитые художники: В.Д. Поленов, К.Е. Маковский, П.П. Соколов, В.Г. Малышев, В.В. Верещагин; писатели Н.В. Успенский, Вас.И. Немирович-Данченко, В.А. Сологуб; военный инженер, будущий композитор Ц.А. Кюи. Выдающийся хирург, основатель скоропомощной хирургии Н.В. Склифосовский руководил лазаретами в Черногории. Известный врач-терапевт, основатель школы русских клинистов С.П. Боткин возглавил санитарный отряд в Сербии. В войсках работали основоположник военно-полевой хирургии Н.И. Пирогов, русская общественная деятельница, ставшая в ряды сестёр милосердия, княгиня С.А. Шаховская и многие другие.
Весь русский народ являл собой единство в стремлении помочь порабощённым братьям на Балканах. И решение, принятое императором под воздействием общественности, было встречено народами России единодушно, потому что государственная деятельность главы страны, когда она имеет достойный моральный и нравственный смысл, всегда будет высоко оценена гражданами. Об этом особенно важно помнить сегодня, прежде всего руководителям нашего государства, которые принимают судьбоносные решения в ходе ведения Специальной военной операции на Украине (СВО).
События тех далёких лет и настоящего времени как-то сами собой сравниваются, обозначаются некие параллели между действиями русских войск, которые проходили почти полтора столетия назад в Болгарии, и проводимой сегодня СВО. Как и тогда, мы также освобождаем единоверный (а если точнее – свой собственный, но отделённый от России) украинский народ от чужеземного сатанинского ига.
Без всякого сомнения, нынешняя война – война религиозная, духовная, и мы, как православные русские люди, объединённые общей идейной и духовно-нравственной позицией, должны действовать в сложившейся ситуации соборно. Ополчившийся на нас враг, так называемый «коллективный Запад», хитёр и коварен. В его руках финансы почти всего мира, мощная промышленность, ВПК, разветвлённый
аппарат и технологии зомбирования и морального разложения людей. За последние годы, особенно после 2014 г., этот враг создал во многих странах мира покорные своей воле элиты, разобщил и деморализовал целые народы. Этот враг давно пересёк все красные линии и открыто говорит о своих конечных целях войны на Украине: захват всех ресурсов России, её расчленение, лишение суверенитета, уничтожение Православия, традиционных ценностей, культуры и в итоге – национальной памяти.
Всё это заставляет нас задуматься о последствиях, обратиться к нашей истории, чтобы постараться хотя бы на её примерах помочь нашему руководству победить в текущей войне.
О чём же говорят нам эти уроки истории?
Думаю, что начать стоит с преодоления информационной блокады.
Для этого необходимо использовать все формы и методы народной дипломатии. На всех общественных, культурных, профессиональных уровнях взаимодействия с нашими соседями, партнёрами, единомышленниками, коллегами за рубежом следует выстраивать добрососедские отношения.
Надо регулярно по всем имеющимся у них СМИ и социальным сетям информировать мировое сообщество о реальном состоянии дел на Украине, о действиях Российской армии, объяснять, почему руководством нашей страны принимаются те или иные решения. В том числе должны быть охвачены профессиональные сообщества учёных, способные доносить честную и правдивую информацию о происходящих событиях.
Людей, сочувствующих политике России, в мире много, но, как правило, они разобщены и зачастую лишены правдивой информации о происходящем у нас и на Украине. Поэтому различные представители нашего общества, имеющие связи за рубежом, вполне способны выполнять задачу контрпропаганды.
Следующая проблема. В последние двадцать лет на коллективном Западе, особенно в странах Восточной Европы и Прибалтике, ведётся активная работа по перекраиванию истории. В зависимости от  желаний отдельных политиков или правительств исторические события начинают трактоваться совершенно иначе, вопреки всем правилам традиционной исторической науки.
Ревизия истории происходит стремительно, хаотично и порой совершенно необъяснимо с точки зрения законов логики. С каждым вбрасыванием того или иного ложного факта или фейка через какое-то время сформированная этим вбросом информация начинает приживаться в обществе и уже не смотрится искажённо, вызывающе и нелепо, т. е. в своём истинном свете.
К сожалению, подобная ревизия восприятия истории происходит и на пространстве бывших социалистических республик, когда-то дружественных нашей стране. В том числе в братской нам по вере Болгарии. Читая статьи некоторых болгарских учёных-историков, взгляды которых базируются на философии известного финансового спекулянта и сторонника идей «открытого общества» Джорджа Сороса, я обнаружил, что в последние годы в болгарском обществе набирают обороты опасные тенденции пересмотра истории, касающейся вековых отношений между Болгарией и Россией.
Начавшееся в XXI веке свободное распространение новых идей и оценок известных исторических фактов и событий определило текущий (или иначе – натовский) вектор направленности некоторых «научных» исследований. В нашем случае это изменение коснулось исторических связей между нашими странами, которые стали рассматриваться в свете скрупулёзного изучения ошибок и недостатков российской политики, проводимой императором Александром II по отношению к Балканам, и критики действий военного командования русских войск во времена Русско-турецкой войны 1877–1878 гг.
Сторонники новых трактовок в настоящее время встречаются в разных странах бывшего содружества. Причём наиболее плодовиты современными «креативными» учёными бывшие прибалтийские республики, Украина и Польша. Вслед за ними подобные публикации появились и в Болгарии, которую в советские времена наши граждане считали шестнадцатой братской республикой, настолько близок и дорог нам был тогда болгарский народ.
Здесь стоит добавить, что в трудах некоторых болгарских учёных с новыми версиями о замыслах русского императора говорится также об умышленных просчётах и ошибках русского военного командования, о «плохой организации, слабой дисциплине, путанице в командовании, отсутствии подробных военно-стратегических планов среди генералитета» и прочее.
Конечно, нам необходимо отвечать не только этим либеральным исследователям, но и той части болгарской аудитории, которая наивно принимает за истину их мысли и суждения. Ведь какими бы ни были ошибки русского командования, все они с лихвой искупились мужеством и героизмом русских солдат и офицеров, их военными победами, результатом которых стало освобождение болгар от многовекового ига.

Владимир
АЗАРОВ