С ними БОГ

Прошёл год со дня начала СВО, которую, мне кажется, впору назвать Третьей мировой, а то и Армагеддоном. Но с Богом не поспоришь – у Него на всё Свои планы. Нам бы, грешным, не о сроках и результатах гадать, а сосредоточиться на усвоении Его Божественного о нас Промысла.

Где наши защитники?

Мутно начал? Простите! Понимаю, меня ведь тоже не учили в школе и военном училище сочетать свои действия с Божьим замыслом. Приходилось, пользуясь случаем, самому штудировать Священное Писание, доступную духовную литературу, творения святых отцов, изучать опыт предков и духовный опыт прошедших войн. Я не открою Америку, написав, что нынешняя СВО вполне ложится в церковный контекст накопленного и хорошо изученного военного и боевого опыта человечества, как бы это ни казалось странным высоколобым аналитикам-атеистам. Законы войны прописаны и закреплены в первоисточниках Божественного откровения, доступного
всем. Всем желающим услышать и понять Бога: зачем Он попускает (благословляет) войны, от чего зависят их результаты, скоротечность и потери. По этой теме мы с коллегой высказывались, и не раз.
Прошёл год со дня начала СВО, которую, мне кажется, впору назвать Третьей мировой, а то и Армагеддоном. Но с Богом не поспоришь – у Него на всё Свои планы. Нам бы, грешным, не о сроках и результатах гадать, а сосредоточиться на усвоении Его Божественного о нас Промысла.
нашего общества. За прошедшие десятилетия со времён реабилитации в нашей стране абортного права убиты сотни миллионов сограждан! Только за один 2002 год таким путём было умерщвлено 1,782 млн детей. Так вот кто, оказывается, уже давно ведёт войну с собственным народом и его будущим! И это не только женщины (на самом деле несчастные), но и убийцы-врачи, и отцы детей, не препятствующие убийствам. Мы все повязаны этой кровью, которая долго вопияла к небу об отмщении. И оно пришло, встречайте!
Даже чисто математически понятно влияние этого греха на нашу обороноспособность. Не будь абортов всего лишь один тот год – 2002-й, и сегодня бы в строю мобилизованных оказалось не менее 500 тысяч 20-летних молодых мужчин, прошедших службу в армии, не убитых матерями. А пока сегодня мы с большими проблемами собрали со всей страны 300 тысяч взрослых, обременённых семьями, болячками и пагубными привычками мужиков. Я думаю, этим не ограничимся!
Хорошо это или плохо, но и на самой пока ещё Украине дела обстоят не лучше. Здесь число абортов, несмотря на страшные демографические потери, не снижается. Но там как раз всё ясно – идёт планомерное уничтожение страны, замена населения, и удивляться как раз нечему. Президент Зеленский в очередной раз подчеркнул в приверженности его Украины, которая «Эуропа», западным ценностям, где аборт стал неотъемлемым правом и свободным выбором современных украинок. Непонятно, почему в России мы до сих пор тащимся в этом дурно пахнущем обозе этих «ценностей»?
Подчеркну выверенную богословскую мысль: не столь страшен грех, который присущ всем нам, как страшно отсутствие деятельного раскаяния в нём. Святые учили: «Нет греха В основе войн и военных конфликтов всегда лежит человеческий грех, помноженный на его носителей, их укоренённость в нём и нежелание каяться. Отмечу некоторые «вылезающие наружу» моменты, с которыми повсеместно приходится сталкиваться в кругу знакомых и коллег.
Например, не перестаю изумляться наглости. Да, именно наглости значительной части гражданок (именно их – граждан женского пола), которые никогда ранее ничем иным, кроме себя любимых, сплетен, сериалов, шоппинга и акциях в магазинах не интересовались, как вдруг начали проявлять завидную политическую активность, примеряя на себя белые крылышки… миротворцев. Это, с их точки зрения, очень благородно – бороться за мир, тем более этому в детстве их учила официальная советская пропаганда. Сильно подросшие советские пионерки, сделавшие за свою жизнь, не моргнув глазом, по нескольку (а то и десятку) абортов, ныне цинично и безграмотно размышляют о малолюдности и «слабости нашей армии», параллельно ругая Верховного за то, что это он
(якобы) начал войну!
Есть в прямом смысле убийственная, объясняющая многое статистика абортов, о чём мы с коллегой писали. Но у убийц нет осознания этой беды и причастности к ней. Вместо этого есть озлобление на мужчин, власти, обстоятельства! Между тем убийство своего ребёнка – едва ли не единственный грех, который и характеризует духовно-нравственное состояние непрощённого, есть грех нераскаянный». В Церкви давно отработан этот алгоритм, и существуют пути выхода и решения проблемы, но в основе всегда лежит личное покаяние. После этого, как правило, пропадает желание не только грешить прежним грехом, но и обвинять других в созданных самим собой проблемах, что значительно улучшает и очищает информационное пространство, снижает фактор внутренней нестабильности, риски брожения умов, на что очень рассчитывают наши враги.

Молись Богу… Твою мать…

Это ли единственный наш грех, спровоцировавший СВО?
Нет. Один из авторитетнейших священнослужителей нашего времени, насельник Оптиной Пустыни, духовник Патриарха Кирилла игумен Илий (Ноздрин) назвал и другие причины.
Среди них – богохульство и матерная брань, которая сегодня звучит повсеместно, люди не стесняются даже своих детей, не говоря об армии. Матом пропитана вся жизнь и служебная деятельность российских солдат и офицеров с имеющимися, конечно, исключениями. При этом у большинства командиров нет понимания вреда, наносимого матерной бранью, в основе которой хула на Богородицу – святое для православного человека понятие.
Можно ли, оскорбляя Матерь Божию, остаться ненаказанным, мало того, рассчитывать на какие-то успехи? Опыт Церкви однозначно отвечает: «Нет!». Отошлём сомневающихся к Великой Отечественной войне, когда богохульство, особенно в начальном периоде, было возведено в ранг добродетели. Мы мало в чём уступали 22 июня 1941 года агрессору, имея кратное преобладание в авиации и танках, но Бог был тогда явно не с нами, сведя на нет зыбкое техническое превосходство. Молились ли Богу воспитанные атеистами красноармейцы 20-х годов рождения? Или более старшие и даже крещёные их командиры, отказавшиеся от веры перед вступлением в партию? Мой дед, родившийся в 1916 году, не молился, но, оставаясь честным человеком, признавал, что, отходя с боями в составе 28-й армии Юго-Западного фронта весной-летом 1942 года как раз через Донбасс, тихо материл командиров, начальников и всех подряд, кто попадался под руку. Думаю, таких, как красноармеец Степанов, было тогда в РККА большинство.
Когда наступил перелом? Когда стали открываться закрытые властями церкви и на фронт массово пошло мобилизованное поколение 90-х годов XIX – начала ХХ века, которое было почти поголовно крещёным и обучено молитве в церковноприходских школах или родителями. По данным засекреченной предвоенной переписи 1937 года, верующими себя не побоялись назвать более половины опрошенных – 55,3 млн человек, т. е. 56,7% от 16 лет и старше. Вот и пришёл их черёд отмаливать и отвоёвывать Россию у оккупантов и безбожников. Есть свидетельства, как наши командующие фронтами, смиренно склонив головы, молились о победе: так было под Сталинградом, в Ленинграде, под Кёнигсбергом. Средний возраст солдата, взявшего Берлин, – 38 лет, и он родился до безбожных пятилеток. А вы думали, победу нам обеспечили Т-34 и «Катюши» под кличи «За Сталина!» и «…твою мать»? К сожалению, об этих фактах мало кто знает, в т. ч. в армии, где весь опыт войны изучается без присутствия в ней Бога. Здесь мог бы помочь лучший из наших полководцев – генералиссимус Александр Васильевич Суворов, учивший своих чудо-богатырей: «Безверное войско учить, что перекалённое железо точить», но эта сторона его боевой деятельности слабо изучается в наших профильных вузах и академиях.

В поисках венца

Но неужто напрасны наши усилия и жертвы, которые ведомы только Богу? Мы можем с уверенностью сказать, что нет! Благий Бог попускает войны с двоякой пользой, чтоб не только уменьшить через страдания грехи, творящиеся в мирное время людьми, но и спасти для вечной жизни их души. Есть немало духовных откровений периода войн, в которых ясно видно, что происходит с душами павших на поле брани воинов, не бывших в мирной жизни образцовыми христианами. В книге «На берегу Божьей реки» Сергея Нилуса, где собраны духовные наблюдения, размышления и воспоминания современников, приводятся откровения о судьбах павших на фронте воинов. Вот как он, например, описывает реакцию юродивой дивеевской старицы Паши Саровской (ныне прославленной в лике святых): «Блаженная маменька… всё радуется, всё в ладоши хлопает да приговаривает: “Бог-то, Бог-то милосерд-то как! Разбойнички в Царство Небесное валом так и валят, так и валят!”». И далее автор поясняет: «За мученичество, значит, своё на войне от утончённого зверства культурных дьяволов в образе человеческом, от разрывных пуль, от удушающих газов и, что всего для Царствия Небесного важнее, – за слезу покаяния, за одинокую слезу на поле смерти, вознесённую к престолу Божию ангелом-хранителем».
В этой замечательной и редкой книге приводится немало чудесных свидетельств и откровений военного периода, раскрывающих главную – духовную суть войны, когда ясным становится смысл отдания воином своей жизни на поле брани. «За веру, царя и отечество», одухотворённо и по-суворовски. Вот как объясняет медсестре из монахинь своё желание скорее вернуться из госпиталя на фронт в свою часть один из таких безымянных героев, которому на поле боя явилась Сама Матерь Божия: «С той самой ночи нет мне на земле покою, и всё мне стало на земле немило. Ищу и заработать себе хочу венец из ручек Матери Божьей, да видно, всё ещё не умею: во скольких боях был и всё ни одной царапины. В последнем, наконец, ранило. Ну, думаю, заработал!
Нет, опять выздоровел. Теперь выписался из лазарета и отговел у вас, слава Богу, и причастился, скорее опять в строй – теперь-то уже, Бог даст, себе венец заработаю».
О чём он? О том, что, удостоившись увидеть, как Сама Богородица венчала им на поле брани его павших товарищей, сам загорелся неземным желанием получить этот венец из её рук! В Первую мировую войну выпускались даже соответствующие плакаты, которые до нашего времени практически не сохранились.
Известно, что в начале войны было массовое явление Матери Божией русской армии в лесу под Августовом в ночь с 13 на 14 сентября (н.ст.) 1914 года, перед удачно завершившейся для нас Варшавско-Ивангородской операцией. Вот как это чудо описал один из очевидцев, кирасир Её величества – обозный Димитрий Серёгин: «Я стоял на часах. Посмотревши на звёздное небо, я увидел особенно яркую звезду, которой я долго любовался. Потом (это было часов в 11 ночи или немного позже) я увидел, что вокруг этой звезды появился круг из сияющих звёзд, а самая первая звезда начала темнеть, и на месте её стал вырисовываться образ Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом на левой руке, а правая [рука] была немного вытянута, и мне казалось, что Она нас ею будто благословляла. Божия Матерь смотрела в направлении города Мариамполя. Вокруг головы Божией Матери было яркое сияние».
Было ли сияние вокруг всей фигуры Божией Матери, он не помнит, но думает, что было. «Лик у Божией Матери был спокойный, не строгий, а скорее ласковый. Изображение мне казалось похожим на икону Ченстоховской Божией Матери. Явление это я видел очень отчётливо и ясно, продолжалось оно минут 10 или 15. Был им очень поражён. Потом побежал сообщить об этом своим товарищам. Когда возвратился и опять начал смотреть, то видение это уже очень изменилось: оно было то же самое, но только уже бледное, слабо заметное, постепенно превратившееся в светлое пятно. На фоне этого пятна можно было заметить (не очень ясно и недолго) изображение креста, как бы из облаков. На месте этого видения после светлого пятна опять засияла та же яркая звезда. Видели это и другие солдаты, бывшие от меня в удалении». Этот факт, хоть и почти два года спустя (!), был признан Синодом.
Немало подобных случаев явления Богородицы было и в годы Великой Отечественной войны (понятно, что официально не зарегистрированных). Самый, может быть, известный, когда накануне штурма Кёнигсберга, состоявшегося в день Благовещения Богородицы 7 апреля 1945 года, в штабе 3-го Белорусского фронта, которым командовал маршал А.М. Василевский (сын священника), был отслужен молебен перед иконой Казанской Богородицы. После чего, собственно, и начался штурм сильно укреплённого гарнизона.
Некоторые из таких фактов попали в официальные отчёты. Так, уполномоченный по делам религии при СНК УССР П.С. Ходченко докладывал своему шефу полковнику НКГБ Г.Г. Карпову, что военнослужащие одной из частей, передислоцированной из-под Сталинграда, видели явление на небе Богородицы. Оно было 11 ноября 1942 года во время тяжёлого боя, о чём сохранились воспоминания очевидцев.
Известно, что сам командующий 62-й армией генерал В.И. Чуйков был верующим человеком, носил в бумажнике рукописную молитву (которая сохранилась) и первым в день капитуляции немцев зажёг свечу в чудом уцелевшем в Сталинграде храме Казанской Божией Матери, где по его распоряжению был отслужен благодарственный молебен.
Известны факты явления Божией Матери и после войны, в страшные события, например, в Будённовске (до революции город назывался Святой Крест), где в июне 1995 года чеченскими террористами были взяты в заложники пациенты и медперсонал местной больницы. После неудачного с большими потерями штурма и было явление Молящейся Женщины на небе, что, как уверены многие заложники и жители города, послужило главной причиной оставления его боевиками. На 40-й день по благословению духовенства была написана соответствующая икона «Свято-Крестовская».
Подобное явление было в ходе войны «08.08.08», когда грузинские Вооружённые силы внезапно атаковали Цхинвал. «Епископ Аланский Георгий поначалу не поверил свидетелям этого чуда, считая, что некоторым жителям Цхинвала Дева Мария привиделась от страха, но затем сам увидел Мать Иисуса, выходящую из церкви. И все сомнения развеялись, как дым. Богородицу видели в тех местах, где шли самые кровопролитные бои».
У нас нет никаких оснований думать, что сейчас что-то изменилось, будет как-то иначе, и Матерь Божия, Христос забыли или оставили нас. И сейчас на фронте, помимо новых образцов техники, появляется всё больше верующих людей в т.  ч. среди командиров. Ширится духовное окормление нашего воинства, на позиции доставляются и чудотворные иконы, всем желающим раздаются молитвословы, крестики, образки, служатся молебны. Это хорошие, добрые знаки, значит, Бог слышит нас и обязательно отзовётся. Как и когда – во многом зависит от нас. От правильного понимания нами смысла СВО, её целей и задач, прежде всего духовных, своей роли в ней. Богу важна молитва, вздох: «Господи, помилуй!» каждого, независимо, кто мы и где в это время находимся – в окопе или офисе. Ему важно, чтобы мы, преодолевая в себе инертность греха, двигались к Нему, а вместе
с Ним уже к Победе! И у каждого этот путь – свой!

Роман Алексеевич ИЛЮЩЕНКО,
подполковник запаса,
ветеран боевых действий,
религиовед