Механизмы драматургии

10 февраля 1933 г. 90 лет назад РОДИЛСЯ Михаил Михайлович РОЩИН

Проза Рощина богата, поэтична, красива, отличается утончённостью. Иногда кажется, что пьесы его прорастали именно из прозы.
В маленьком городе дальше видно, яснее перспектива, и герои отчасти грустны, отчасти настолько вписаны в пейзажи, что растворяются в них, составляя диалоги будущих пьес.
Сборник рассказов «В маленьком городе» был первым, за ним последовала гирлянда других, каждый из которых играл стеклярусами поэзии, и тень Бунина будто возникала рядом.
Недаром М.М. Рощин был автором тома серии ЖЗЛ «Бунин». Душистые, ароматные рассказы классика стали планкой, по какой Рощин сверял высоту своих рассказов и повестей. Ведь он из той же писательской породы. Михаил Рощин – поэт прозы, он чувствует слова на молекулярном уровне и видит их цветовой окрас. И слова отвечают ему – нежностью, улыбкой, грустью...
Иногда персонажем рощинской прозы становится сам язык, и мы, попадая в светлое силовое поле, делаем новые выводы о его безграничных возможностях.
Ширь известности у Михаила Рощина была – драматургическая. Проза его, особенно рассказы, больше оказалась востребована эстетическим меньшинством, а между тем драматургические механизмы, запущенные им, подразумевали богатство аудитории. Особенно «Валентин и Валентина»: парное звучание имён, любовь, встречающая преграды, – будто из шекспировских времён.
Меняется исторический декорум, а люди? Ведь у нас иная психология, эрудиция, нравы, чем у шекспировских людей. Так почему же родители вновь и вновь не слышат сердца детей своих?
Они пульсируют любовью, а растрава родительских отношений противостоит ей всем, чем только может.
…Две семьи: одна с бабушкой и старшей дочерью, с матерью-одиночкой. Там растёт Валентина. Но и у парня – похожая семья, казалось, могли бы понять друг друга.
Пьеса о непонимании. Пьеса о своеобразии одиночества. О человеческой гордыне, мешающей слышать других.
Многое – густо и плотно – вложил Михаил Рощин в самую известную свою пьесу.
Был метафизический «Седьмой подвиг Геракла», где якобы процветаю- щая страна при ближайшем рассмотрении оказывается человеческой ямой.
И гудел, вторгаясь в реальность, шёл через современность военный «Эшелон», чтобы помнили то, что забвению не должно подлежать.
Михаил Михайлович Рощин разнообразно показывал мир через людей и обстоятельства. Туго закрученные узлы конфликтов могли развязываться трагически. Но всё равно линии света исходили от его пьес. Разные: предупреждающие, что так нельзя себя вести; согревающие; порой – наполненные грустью.
Жизнь грустна в своей основе: ведь все мы знаем, куда она движется. Но механизмы драматургии Михаила Рощина работают исправно и сегодня.

Александр Львович
БАЛТИН