Пушкин. Рок. Филармония

Драматург Олег Ернев рассказал о первом биографическом мюзикле в России

В феврале в Санкт-Петербурге состоится премьера мюзикла драматурга Олега Ернева и композитора Виктора Плешака «Пушкин. Рок. Любовь» в исполнении артистов и музыкантов Государственной филармонии СанктПетербурга для детей и юношества. За пультом симфонического оркестра – народный артист Кабардино-Балкарии Михаил Голиков, режиссёр-постановщик – Андрей Егоров. Спектакль уже окрестили первым биографическим мюзиклом в России. Накануне с Олегом Ерневым встретился наш корреспондент, чтобы узнать, кто погубил русского гения.

– Олег Аскерович, раньше ваши спектакли ставили в БДТ, театре им. Ленсовета, в других ведущих театрах страны. Да и тема серьёзная. Почему именно Детская филармония?

– Подрастающее поколение тоже надо воспитывать на высоких примерах. Детская аудитория – тем ответственней. А ещё дело в специфике – музыкальный спектакль, где задействован оркестр, может быть поставлен только на площадке, где есть оркестровая яма.
Следовательно, в драматические театры мы либретто и не предлагали, а музыкальные театры Петербурга этим материалом просто не заинтересовались.
Запомнились слова руководительницы одного из театров: «Я сомневаюсь, что нашему петербургскому зрителю нужен Пушкин». Вдумайтесь в эти слова, кто эти люди, почему они занимают такие должности в искусстве. Тематика, основанная на отечественной истории, им не интересна. Нравственный уровень театральных постановок упал ниже плинтуса. В последние годы я редко посещаю театры. Потому что как приду – всегда какая-то мерзость на сцене. Последний раз это были целующиеся полуголые мужики в стрингах. Мы с супругой просто встали и ушли. Может, сейчас, с принятием закона о запрете пропаганды ЛГБТ, что-то поменяется...

– Насколько мне известно, мюзикл поставлен по заказу Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга, который выделил на постановку бюджетные деньги. Неужели больше не нашлось охотников их освоить?

– Это уже случилось потом, после безуспешных попыток пристроить наше детище. Три года назад мы показали мюзикл «Пушкин. Роковая любовь» тогдашнему руководителю комитета по культуре города Константину Сухенко. В показе были задействованы ведущие солисты петербургских театров. Сухенко пришёл в восторг и сказал, что у спектакля есть все шансы стать одним из брендов Северной столицы. Так наш мюзикл оказался в надёжных руках главного дирижёра Петербургской филармонии для детей и юношества Михаила Голикова.

– Первоначальное название либретто – «Пушкин. Роковая любовь». Почему переименовали?

– Это решение нашего талантливого режиссёра Андрея Егорова, который уговорил композитора добавить в музыкальную часть роковые мотивы.
Кроме того, Михаил Голиков сократил действие спектакля с двух с половиной до полутора часов. По их мнению, это адаптирует спектакль для подростковой среды. Я упираться не стал, им виднее.

– Создать музыкальный спектакль о судьбе Пушкина – это чья идея?

– Композитора Виктора Плешака, который, будучи в Будапеште, увидел мюзикл о Моцарте и был настолько потрясён, что решил создать нечто подобное о нашем Пушкине. И по возвращении сразу же поделился идеей со мной. С Виктором Плешаком мы сотрудничаем вот уже почти тридцать лет. Наверняка вашим читателям он известен по таким песням, как марш военных моряков «Экипаж – одна семья», «Неповторимый Петербург», «Ленинградцы». Также он является автором музыки к другим музыкальным спектаклям. С ним вместе мы сочинили несколько мюзиклов, один из которых, «Инкогнито из Петербурга» по Гоголю, в постановке Красноярского театра музкомедии получил «Золотую маску», а «Ночь перед Рождеством» не сходит со сцены Оренбургского театра с 2004 года.

– За какой срок написали новое произведение?

– Над ним мы с Плешаком работали долгих 12 лет. Я перерыл огромное количество биографической литературы о судьбе русского гения. Это и замечательный двухтомник Вересаева «Пушкин в жизни», и «Юношеские годы Пушкина» Василия Авенариуса, и скрупулёзное исследование Бурсова «Судьба Пушкина», и личные письма Пушкина, Дантеса, Вяземского и многое другое. Так что спектакль действительно во многом биографичен.

– Что-то неожиданное открыли?

– Открыл для себя прежде всего современников великого поэта – царей Александра I и Николая I, замечательных государственных деятелей России начала ХIХ столетия, победителей Наполеона, создателя Новороссии графа Воронцова, высоко ценивших нашего национального гения и бережно относившихся к его непростому характеру.
Их реальный облик далёк от взгляда на них как наших доморощенных либералов, так и историков советского времени. Да и сам Александр Сергеевич по молодости и пылкости был не всегда справедлив по отношению к
некоторым из них в своих оценках, о чём в свои зрелые годы имел мужество признаться.

– Кто же погубил Пушкина?

– Клеветники и завистники, которые рассылали анонимные подмётные письма самому поэту и его друзьям, написанные как под копирку, предлагали ему возглавить общество рогоносцев.
Они в итоге и спровоцировали Пушкина на дуэль с Дантесом. Современники высказывали версии, было даже следствие, инициированное царём Николаем I, но, к сожалению, имена клеветников достоверно так и не были
установлены.

– Так это была роковая любовь?

– Я согласен со многими исследователями биографии поэта – Наталья Николаевна невольно сыграла в трагической развязке не последнюю роль.
Александр Сергеевич неоднократно просил супругу не поощрять настойчивых ухаживаний Дантеса, который женился на Екатерине, старшей сестре Натали. Но она не вняла его предостережениям. Просьбу поэта быть предельно осторожной в «свете» Наталья Николаевна легкомысленно игнорировала, что и привело к катастрофе. Да, это была роковая любовь.

Беседовал
Андрей Викторович
ПОЛЫНСКИЙ
«Российская газета»