«По вере вашей да будет вам»

Ирина Анатольевна ПЕЦИНА в Самаре известный человек. Она кандидат педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования Самарского Государственного социально-педагогического университета. Много лет руководит смешанным хором Самарской духовной семинарии, выполняет другие церковные послушания. Ирина Анатольевна рассказала три поучительных истории из своей жизни.

«У вас получится!»

На одном из рабочих совещаний митрополит Самарский и Сызранский Сергий сказал мне: «Ирина Анатольевна, из Винновки, из мужского монастыря, приедет инок, прошу вас за две недели подготовить из него хорошего
регента».
Иноком из Свято-Богородичного мужского монастыря, что в селе Винновка, оказался мужчина средних лет, отец Киприан. Как выяснилось, он никогда не пел и не мог петь, он не знал ни одной ноты, он не мог повторить
голосом то, что слышал…
Это был тот случай, когда мне, педагогу по вокалу, нужно было начинать с нуля.
Желая приободрить своего ученика, я уверенно сказала: «Отец Киприан, у нас получится! Ведь у нас есть благословение владыки Сергия». Он улыбнулся и с надеждой посмотрел на меня.
Вот эту его надежду я старалась всячески укрепить, ведь педагог по вокалу – это ещё и психолог, задача которого успокоить обучаемого, вселить веру в себя. В разговоре я привела несколько примеров, когда люди
«без голоса» становились известными певцами, дирижёрами.
Мой инок-ученик быстро успокоился, и мы перешли к упражнениям по развитию музыкального слуха, а точнее – к развитию координации между слухом и голосом. Наметили диапазон, который хотели распеть.
«Пока хватит одной октавы» – от «до» малой до «до» первой.
Отец Киприан, проучившись две недели, уезжал в Винновку, через какое-то время снова приезжал, и учёба продолжалась. Мы с ним пели гамму с названием нот вверх: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до первой октавы. И вниз: до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
Потом мы пели хроматическую гамму, пели арпеджио… Потом начался процесс, когда обретённые знания и умение перешли в автоматические навыки. Если что-то не получалось, я решительно говорила: «Спокойно! Мы все имеем право на ошибку. У вас всё получится!».
Когда я увидела, что инок Киприан уверенно интонирует в рамках одной октавы, мы стали понемногу расширять его «горизонт» – по две клавиши в каждую сторону. Терпение и труд творят чудеса.
…Прошёл год. Инок Киприан успешно завершил обучение. Он уехал в Винновку и уверенно запел в монастырском хоре.
А меня владыка Сергий благословил стать регентом на богослужебном хоре семинарии.
Я сама хормейстер. Я руковожу хором, обучаю студентов. Обучаю детей. Но регентская практика – это ещё одно направление дирижёрско-хоровой деятельности, здесь, так сказать, своя специфика. И эта специфика поначалу показалась мне «неподъёмной». Ведь мне же хотелось, чтобы получилось всё и сразу, поскольку за плечами более 25 лет работы с хором.
Но сразу не получалось… «Ой, я не могу! Ой, уйду! Буду только преподавательской работой заниматься!».
Когда этими своими «не могу» я поделилась с иноком Киприаном, а он в то время уже был регентом хора в Винновке, я услышала… свои же слова: «Успокойтесь! У вас получится! Мы все имеем право на ошибку!» И мне пришлось многому учиться.
Требовалось знать церковные каноны, литургику, церковный обиход, богослужебный устав, церковнославянский язык…
Но даже не это было самым трудным. Святитель Иоанн Златоуст в одной из своих бесед сказал: «Слуга Христов должен петь так, чтобы приятными были слова, которые он произносит, а не голос его». Бога должно воспевать не голосом, а сердцем.
В церковной музыке главное – текст. Как этот текст выражается, как осмысливается, как преподносится, является основной задачей регента. Он, регент, должен сделать церковное пение выразительным, логичным, строгим, а вместе с тем оно должно быть музыкальным. Музыкальным потому, что музыка в Церкви – это крылья молитвы…
Послесловие: «…В том году в Самаре состоялся межрегиональный конкурс хоров «Благовест», в котором приняли участие хоровые коллективы из Казани, Оренбурга и Самары. В номинации «Женский студенческий богослужебный хор» первое место было присуждено регентскому хору Самарской духовной семинарии (руководитель Пецина И.А.) В номинации «Духовная музыка в исполнении смешанного хора» первое место завоевал концертный хор Самарской духовной семинарии (руководитель Пецина И.А.).
Один из членов жюри конкурса сказала, оценивая пение подопечных Ирины Анатольевны Пециной: «Райское пение. Я побывала на Небесах».

«Откройте Царские врата!»

Мою дочь Марию увезли в роддом. Вместе с ней поехала и я. Через одиннадцать часов после того, как начались схватки, дочь всё ещё не могла родить. Что я пережила за эти одиннадцать часов, невозможно словами
передать…
Я прочитала все молитвы, какие знала, и немного успокоилась. И тут вспомнила, что у моей знакомой Елены точно так же не могла родить сноха. Как за последней надеждой, Елена тогда обратилась в один из монастырей: объяснила ситуацию и попросила иеромонаха открыть Царские врата. Иеромонах, видимо, был опытным, понял без лишних слов. Вскоре сноха Елены благополучно родила.
…Между тем часы показывали три ночи. Уже предельно устала моя Мария, устали врачи и акушерки.
Преодолев последние колебания, я позвонила в духовную семинарию иеромонаху Никите. Когда батюшка взял трубку, я буквально выпалила:
«Отец Никита, простите, пожалуйста, что безпокою вас в такое время. Звоню вам из роддома. Дочь не может родить, помогите!»
– Чем помогать, как помогать? – удивился иеромонах.
– Отец Никита, откройте, пожалуйста, Царские врата.
После нескольких секунд молчания отец Никита уверенно произнёс:
– Иду открывать! Помоги, Господи!
Как только он это сказал, я стала смотреть на часы. «Вот он встал, оделся – прошло две минуты. Вот он выходит из кельи, включает свет и идёт по коридору на второй этаж, где находится храм во имя святых Кирилла и Марии Радонежских. Вот он открывает металлическую решётку со стороны коридора. Включает в храме свет и направляется к Царским вратам – ещё две минуты…»
Как же медленно тянется время!
Прошло пятнадцать минут. И я услышала долгожданный крик внучки – Елисаветы!
Слава Тебе, Боже! Какое счастье!
Дочь родила, она стала мамой, а я – бабушкой! Вот, оказывается, каким совершенно чудесным образом, по милости Божией, могут рождаться детки.
Конечно, я захотела больше узнать об этой русской народной традиции – о просьбе к священнику открыть в церкви Царские врата, если трудно проходят роды.
Оказывается, этой традиции много веков. На Руси в случае особо тяжёлых родов глава семьи первым делом отправлялся к священнику и просил его открыть Царские врата. Бывало так, что сельские священники противились «неканоническому» использованию Царских врат. В XIX веке в церковной прессе даже велась оживлённая дискуссия о том, следует ли идти на поводу у крестьян и позволять неправильное использование храма при родовспоможении или всё-таки блюсти чистоту веры и не потакать народным традициям. Дискуссия эта ничем определённым не кончилась.
И деревенские священники поступали по собственному усмотрению, как правило, соглашаясь выполнять просьбу пусть «неправильно», но всё же прибегающих к Божьей помощи односельчан.
В домах тех крестьян, где ждали прибавления семейства, должен был быть список иконы «Рождество Христово» (XV век), где есть изображение легендарной матушки Саломеи, повивавшей Христа.
Повитуха Саломея у русских крестьян стала главной покровительницей и помощницей родов. Русские крестьяне на второй день Рождества Христова устраивали праздник для повивальных бабок («бабьи каши»), на которых вспоминалась Саломея-повитуха, не имевшая своего дня памяти в православном месяцеслове.

К Иисусу Христу

С детским хором я поехала в Санкт-Петербург на конкурс. Накануне созвонилась с игуменьей Воскресенского Новодевичьего монастыря матушкой Софией. Она согласилась принять нас у себя в обители.
И вот мы в северной столице. Нас тепло встретили. Хорошо разместили.
Нам показали старинные храмы Новодевичьего монастыря и известное в России монастырское кладбище, на котором похоронены священномученик Илларион (Троицкий), художник Михаил Врубель, поэты Аполлон Майков и Фёдор Тютчев, писатель Николай Некрасов, врач Сергей Боткин, генерал-лейтенант Павел Воронов и другие известные личности.
 Одна из сестёр монастыря рассказала, что в течение долгих десятилетий, когда храмы монастыря были закрыты, верующие собирались на монастырском кладбище и молились у скульптурного образа Спасителя – надгробного памятника жене генерала Алексея Львовича Вершинина – Анне Акимовне Вершининой.
Созданный в 1915 году итальянским скульптором Петром Иосифовичем Кюфферле памятник представляет собой возвышающуюся у массивного креста из розового гранита бронзовую скульптуру Иисуса Христа.
Верующие называли этот памятник храмом под открытым небом. Особое поклонение люди стали оказывать бронзовому образу Спасителя в годы гонений на Церковь. Тем более, неподалёку от этого места были закопаны
заживо сорок священнослужителей. К статуе Спасителя постоянно притекал народ. Люди целовали ноги Христа, которые, будучи отполированы благодарными людскими губами, всегда ярко сияли на солнце.
В советское время на территории монастыря располагались производственные цеха. И вот однажды трое молодых рабочих спилили памятник по ступни, а саму скульптуру унесли.
Видимо, хотели сдать на металлолом. На третий день одному из этих рабочих трамваем отрезало обе ноги – по ступни. Второй погиб на заводе в результате несчастного случая. А третий, испугавшись, принёс статую обратно на кладбище и установил на прежнее место. С тех пор у статуи Иисуса Христа горят свечи, сюда приносят живые цветы…»
– Хотим на кладбище! – в один голос заявили мои дети. – Хотим увидеть статую Иисуса Христа!
Но я колебалась. Дело в том, что на кладбище было много снега, и мои замшевые сапоги уже были мокрыми.
Но дети были настойчивы, и я согласилась пойти с ними. У ворот кладбища я остановилась и сказала детям: «Вы идите к Иисусу Христу, а вас здесь подожду».
Дети побежали по глубокому снегу вглубь кладбища. И в это время у ворот неожиданно появились две женщины. Одна из них сказала мне:
– А вы не хотите с нами пройти к Иисусу?
 Я хотела было ответить им, что снег глубокий, а обувь у меня мокрая, но тут увидела, что дети протоптали тропинку.
– Да, конечно, хочу пройти, – ответила я.
В это время дети уже стали возвращаться назад. Я сказала им, что мы встречаемся в трапезной монастыря.
С этими незнакомыми женщинами я приблизилась к статуе Иисуса Христа и стала молиться. Неожиданно одна из женщин говорит:
– Господи, если Ты нас слышишь, дай нам какой-либо знак.
И тут к нам, словно из ниоткуда, прилетели три голубя.
Я с удивлением смотрела на этих необычных женщин, на трёх голубей, которые сели к ним на руки.
Низко опустив голову, я начала снова молиться. Когда подняла голову к скульптуре Иисуса Христа, у меня перехватило дыхание: на меня смотрели живые, горячие, человеческие глаза. Подумала: может, у меня помутился рассудок? Оглянулась по сторонам – моих спутниц нет. Куда они ушли? Как они ушли? Когда они ушли?
Ведь только что стояли рядом со мной и тоже молились…
Говорю себе: «Спокойно! Успокойся! Ты переволновалась!» Снова поднимаю голову. С бронзовой скульптуры на меня всё так же смотрят живые, человеческие глаза Господа Иисуса Христа…
Не описать словами моё состояние. В те дни я словно летала на крыльях. Прошло много лет, но каждый раз, когда вспоминаю об этой встрече на кладбище, душа наполняется неизреченной радостью.
…Через некоторое время с руководителем хора Самарской духовной семинарии игуменом Никоном мы приехали в Питер – на ассамблею православной музыки. Конечно, батюшке я рассказала о бронзовой скульптуре
Иисуса Христа на монастырском кладбище.
– Отец Никон, давайте вместе сходим к Иисусу Христу, – стала я уговаривать отца Никона.
– У вас больное воображение,
успокойтесь, – ответил он мне. Но всётаки мы с ним побывали на Новодевичьем кладбище.
Но чуда больше не было – скульптура предстала перед нами как обычное изваяние.
«По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29)

Подготовил
Олег Иванович БЕДУЛА