Рождество в русской живописи

Рождество Христово – зримое событие в истории человечества, изменившее его историю. Не удивительно, что художники разных эпох и разных стран вновь и вновь возвращались и возвращаются к этой теме, пытаясь представить, как оно было тогда, в Вифлееме, когда в самой простой и скромной обстановке появился на свет Божественный Младенец. Попробуем посмотреть, как изображали Рождество Христово некоторые русские художники.
Владимир Боровиковский (1757– 1825) в работе «Рождество Христово» словно впускает всех – и зрителей, и живущих в год Рождества Христова – в пространство, где родился Спаситель. Как будто весь мир становится свидетелем происходящего глобального события. Хотя, казалось бы, совсем бытовая сцена: Мать, пеленающая Младенца. Но эта сцена значима для каждого человека, для всех людей.
В работе два ярких световых пятна: особенно светящееся – около Матери и Младенца и, как его отзвук, менее насыщенное – в правом углу, там, где изображено явление Ангела пастухам, сообщающего: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11).
Реалистически точен Илья Репин (1844–1930) в работе «Рождество Христово» (1890 г.): посмотрите, как написаны одеяния Богородицы, праведного Иосифа, предметы быта. Смыслово картина перекликается с типом икон Божией Матери «Умиление», где показаны нежные отношения между Матерью и Её Сыном. У Репина Младенец смотрит на Свою Мать, Она обнимает Его, но смотрит и на Него, и дальше, в Себя, Свои мысли, словно размышляя о том, что ждёт Его здесь... И в уютной семейной сцене начинают слышаться нотки трагизма, которые звучат и в иконах «Умиление». Спаситель пришёл на землю, но впереди – гибель вифлеемских младенцев, Его мучения, казнь, ужасная смерть и только потом – Воскресение.
Всё в работе Михаила Нестерова (1862–1942) «Рождество Христово» (1890–1891) строится вокруг Младенца, лежащего в яслях. Все и всё группируются вокруг Него, на Которого показывает свет Рождественской звезды.
Действие разворачивается не внутри пещеры, а снаружи, куда вынесены ясли с Божественным Младенцем.
Вынесены для того, чтобы Ему поклонились пришедшие, вынесены к людям, в большой мир, куда однажды Он должен будет уйти. И это понимает Его Мать: жест Её руки по направлению к Сыну одновременно и жест материнской нежности, и жест будущего «отдавания» Сына в мир. Она знает, для чего Он пришёл…
Работа современного художника Елены Черкасовой (р.1959) – празднична и радостна. В ней художник использует приём, характерный для иконы: показ разновременно происходящих событий: от явления Бога в виде трёх Ангелов Аврааму до Входа Господня в Иерусалим. И в центре – Богородица с Младенцем, слева от Неё надпись – строчки кондака Рождества «Дева днесь  Пресущественнаго раждает». Некоторые участники событий, произошедших до Рождества Христова, показываются развёрнутыми к центру, а там, где показывается произошедшее уже после Рождества, – повёрнуты строго направо. То есть Рождество Христово – веха, точка, к которой всё стремилось и от которой потом история начала разворачиваться дальше, уже по-новому.
Кажущаяся простота работ Елены Черкасовой своими корнями уходит к раннему христианству, коптскому искусству, к росписям Каппадокии. И за этой кажущейся простотой – глубина богословских размышлений, стремление художника-христианки как можно точнее сказать о главном…
Каждый художник, прикасаясь к теме Рождества Христова, пытается рассказать о ней, используя те художественные средства выражения, стилистику, которые актуальны для конкретной эпохи, и вместе с тем каждый раз сердце каждого художника отзывается по-своему. Даже если он задумывает просто постановочную работу на религиозную тематику или пытается с помощью неё решить какие-то более внешние задачи, сама тема настолько глубока, что, если художник работает по-настоящему, она всё равно зазвучит у него глубоко и ёмко. Так же, как и в поэзии. Рождеству посвящены множество прекрасных стихотворений поэтов разных эпох, но мне хочется процитировать Афанасия Фета – эти строчки отзываются и понятны и ребёнку, и взрослому.

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звёзды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарён Марии лик.
Звёздный хор к иному хору
Слухом трепетным приник,
И над Ним горит высоко
Та звезда далёких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.

Оксана ГОЛОВКО
Интернет-журнал
 «Прихожанин»