Самоцветы Урала

Едва ли найдётся другой такой уголок на земном шаре, где бы на таком сравнительно очень незначительном пространстве природа с истинно безумной  щедростью расточала свои дары.
Д.Н. Мамин-Сибиряк

…Мира не узнаешь, не зная края своего.
П.П. Бажов

Русский сказочник Павел Бажов известен тем, что впервые литературно обработал уральские народные сказы, назвав их «Малахитовая шкатулка». Красивый зелёный уральский камень малахит – главная цель поисков героя «Сказов» мастера Данилы.
Именно благодаря сказам Бажова малахит стал главным символом Урала.
Яркий, играющий многими оттенками зелёного тона, поражающий причудливостью рисунков малахит считается исконно русским поделочным и ювелирным камнем. По уральским поверьям, украшения из малахита должны носить все добрые люди для счастья и энергии.
Урал – могучий горный хребет вдоль границы Европы и Азии – протянулся с севера на юг более чем на 2000 км от берегов студёного Карского моря до сухих казахстанских степей. Край удивительной красоты, сказочных природных богатств. Уральские горы в своих недрах хранят несметные сокровища – золото и самоцветы, медь и каменный уголь, мрамор и малахит.

Уникальный минерал

По своему химическому составу малахит является довольно простым минералом. Его основу составляет медная соль угольной кислоты. Но по внешнему виду и эстетическим качествам малахит – уникальный минерал, аналогов которому нет на Земле.
Лёгкость обработки и красота малахита были понятны человечеству с древнейших времён. Люди использовали этот минерал для изготовления и стойких, удивительно чистых красок, и чудесных поделок. Наша страна была законодательницей мод в искусстве обработки малахита. А русские мастера-камнерезы в малахитовом деле не знали себе равных.
Слава малахита началась в 1810 году в связи с новым открытием в России Меднорудянского, а затем Гумешевского рудников, которые не имели равных себе ни по масштабам запасов, ни по красоте зелёного чуда Урала.

Гумешевское месторождение

Образцы руд и минералов Гумешевского месторождения вошли в минералогические коллекции крупнейших музеев мира. Во второй половине XVIII века рудник приобрёл всемирную известность как основной поставщик изумительного по красоте и рисунку зелёного поделочного камня – малахита.
Гумешевский малахит являлся самым качественным и использовался для изготовления чудесных ювелирных украшений. Этим малахитом отделаны залы Зимнего и Версальского дворцов, Исаакиевского собора. В 1770 году на руднике была добыта малахитовая глыба массой более 2,7 тонн. Часть её хранится в минералогическом музее Санкт-Петербургского горного института.
Гумешевский рудник и его окрестности оказались насыщены медью и железом, золотом и платиной, мрамором и малахитом. Недаром именно в этих местах и родились легенды о Хозяйке Медной горы, которая олицетворяла богатство и красоту уральских недр.
Первое крупное месторождение малахита на Среднем Урале было обнаружено здесь ещё в 1702 году. Нашли его крестьяне из Арамильской слободы – Сергей Бабин и Козьма Сулея. Но в начале XVIII века никто на Урале не рассматривал малахит как поделочный камень. Максимум, для чего он использовался, так это для успокоения младенцев. Способ этот перешёл к русским крестьянам от аборигенов – хантов и манси. Они привязывали кусочек малахита над детской колыбелью, чтобы ребёнок быстрее уснул. Помогал в этом деле камень или нет, доподлинно неизвестно. Говорят, что помогал.
В 1758 году право на покупку медеплавильного и железоделательного заводов выиграл не очень известный соликамский купец Алексей Турчанинов, соперниками которого были Демидовы и Строгановы. Позже в 1770-е годы ему пришлось взять в руки и военное командование, организовав оборону своих заводов от Пугачёва (причём рабочие были на стороне своего хозяина, что очень показательно), тем самым не допустив нападения восставших на Екатеринбург. За это в 1783 году Турчанинов получил дворянский титул, и династия Турчаниновых окончательно стала одной из ведущих на Урале.
Новый хозяин Гумешек начал осваивать рудник комплексно, отдельно добывая и медную руду, и малахит. Турчанинов быстро нашёл камнерезов, которые занялись обработкой малахита. В результате слава об уральском малахите дошла до столицы, и на Турчанинова посыпались заказы. Малахитовый промысел оказался более прибыльным, нежели медный.
Финал Гумешевского рудника наступил гораздо раньше, чем рассчитывали Турчаниновы. Уже к 1830 году добывать стало практически нечего, кроме мелких камней, которые годились разве что для изготовления бижутерии.

Меднорудянское месторождение

На новый уровень развития уральские медные рудники вышли после открытия знаменитого Меднорудянского месторождения. Именно там стали добывать крупные глыбы малахита весом около двух тонн.
«Это месторождение, – писал знаменитый российский минералог и геохимик, академик А.Е. Ферсман, – по своей мощности и богатству, а также по исключительной красоте узоров и чистоте зелёных тонов камня является и до сих пор единственным на всём земном шаре».
Меднорудянское месторождение находится в Нижнем Тагиле, недалеко от центра города, и начинает свою историю с 1722 года. Первые сто лет месторождение отрабатывалось только на медь и железную руду. Дивная «медная зелень» встречалась горнопроходчикам, но её никто не принимал во внимание.
Но уже в 1814 году местный житель Кузьма Кустов при расчистке колодца обнаружил прожилки малахита, и с этого времени начинается славная история Меднорудянского месторождения, целенаправленная и систематическая его разработка.
Работы велись подземным способом, за время эксплуатации было пройдено около полусотни шахт. Основная масса малахита была добыта на глубине первых двухсот метров, начиная с отметки 40 метров от поверхности. Всё наиболее совершенное и грандиозное, что было создано в малахите в мировой художественной культуре, выполнено из уральского камня.

Обработка

После распиловки куска малахита, которая производится строго перпендикулярно натечной структуре, отпиленные пластиночки разворачиваются по принципу гармошки. И в таких случаях полосы малахитового узора в двух соседних пластинках должны совпадать так, что в результате из небольшого кусочка можно получить малахитовую облицовку большой площади с единым продолжающимся узором.
Камни распиливались на тончайшие пластины, которые состыковывались между собой после тщательного подбора узора. Далее пластины наклеивались на основу и шлифовались. Искусство русских мастеров было настолько совершенным, что у наблюдателя создавалось впечатление абсолютной монолитности изделия даже при близком рассмотрении. Искусные камнерезы изобрели новый стиль изготовления предметов из малахита – «русскую мозаику».

Виды уральского малахита

Уральский малахит обычно разделяется на два вида – бирюзовый и плисовый. Наиболее распространён в природе бирюзовый малахит. Именно он считается наиболее ценным в мире. Бирюзовый малахит имеет уникальное строение. Его рисунок создают вытянутые, асимметричные окружности и полосы. Причудливые изгибы светлых и тёмных областей удивительно чистого зелёного цвета образуют неповторимые узоры, столь высоко ценимые ювелирами и коллекционерами.
Различные оттенки зелёного цвета малахита зависят от включения в него других минералов – хризоколлы, асперолита, элита и т.  д. Например, хризоколла придаёт ему синеватый оттенок.
«Зелёным камнем» очень интересовалась царская семья и петербуржская знать. Известно, что во время поездки на Урал Александр II настоял не только на посещении рудника, где добывают малахит, но и на собственноручной его добыче. Кстати сказать, Александр II оказался не белоручкой: он сам отважно спустился в шахту и сам добыл приличный кусок малахита. Этот эпизод отражён на некоторых гравюрах того времени, а куртку, в которой он спускался в шахту, хранили в городском музее как ценную реликвию.
Уже в 1834 году случилась первая крупная находка – малахитовая глыба весом более 1500 пудов. С этого момента и ведёт отсчёт промышленная добыча малахита на территории Нижнетагильских заводов. Через полгода была найдена ещё одна глыба примерно такого же веса, а спустя несколько месяцев – монолит весом более 4000 пудов.
Из первых крупных находок Демидовы распоряжаются изготовить «малахитовый храм» – восьмиколонную ротонду – для установки в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Колонны у алтаря собора высотой около 10 метров могут считаться самым замечательным по красоте и размерам изделием из малахита.
Год спустя, в 1837-м, случился пожар в Зимнем дворце. Над проектом восстановления царской резиденции работали известные в те времена художники и архитекторы. Руководил проектом профессор архитектуры Императорской Академии художеств Александр Павлович Брюллов – старший брат художника Карла Брюллова. Он-то и предлагает Николаю I при восстановлении декора личного кабинета использовать вместо яшмы малахит. Результат работ так понравился царю, что он решил отделать малахитом один из залов, входивших в покои своей супруги Александры Феодоровны. Так в Зимнем появился знаменитый Малахитовый зал, на отделку которого пошло 2 тонны малахита.
Изделия из уральского малахита есть и в коллекциях европейских монархов. Так, Александром I были подарены Наполеону малахитовые стол, ваза и канделябр. Много изделий из «русского камня» были куплены французскими музеями. Гумешевский малахит был и в коллекции Фридриха-Вильгельма III.

Будущее уральского малахита

Бытует мнение, что до сих пор в знаменитых уральских рудниках таятся огромные залежи малахита. Специалисты установили, что все мировые запасы малахита связаны с зональным окислением медных руд и относятся к единому типу. Поэтому существует высокая вероятность того, что на Урале могут быть обнаружены месторождения меди и малахита, подобные по своим запасам Гумешевскому и Меднорудянскому рудникам.
В советское время сбором и анализом информации о малахитовых и медных месторождениях занимался профессор Свердловского государственного университета Г.Н. Вертушков.
По мнению учёного, запасы знаменитых уральских рудников вовсе не истощены, как считают исследователи. Более того, профессор утверждал, что в Гумешевском и Меднорудянском месторождениях остались нетронутыми глубокие коренные запасы малахита и медных руд. По мнению Вертушкова, всю площадь Тагило-Магнитогорского прогиба в Уральских горах можно считать перспективной площадкой для развития добычи медных руд и малахита.
 Так что не зря говорила Хозяйка Медной горы Даниле-мастеру, что богатства её несметны. И Бажов это знал.

Светлана МИТЛЕНКО

mirtesen.ru