ЕМУ ДО ВСЕГО ЕСТЬ ДЕЛО - ЭТО ЕГО ОСОБЕННОСТЬ

Игумен Кирилл (Сахаров) – уроженец Донбасса, Луганской области (является одним из членов Правления Луганского землячества г. Москвы), родился в небольшом шахтёрском городке Артёмовске 22 октября 1957 года.
На вопрос, были ли родители верующими людьми и что привело в Церковь его самого, о. Кирилл отвечает так: «У отца был страх перед какими-то высшими силами, но он не был воцерковлённым человеком и в церковь не ходил. Мать крестила меня на ночь, в доме были пасха и куличи, но церковь она оставляла на потом, когда выйдет на пенсию. Действительно, впоследствии она усердно посещала храм. В школе я любил историю. В учебниках истории было много фотографий с видами храмов, они меня завораживали, находили отклик в моей душе. Церковь представлялась мне окном в иной мир, подростком меня потянуло в храм.
Храм находился в соседнем городе, сейчас он называется Алчевск. Неотмирность обстановки храма запала мне в душу. Добирался в храм автобусом, старался никому не попадаться на глаза. Но однажды тайна всё же открылась. Отца это насторожило. Он пошёл к директору школы, а тот рассказал, что, когда был разбор письменных работ по обществоведению и очередь дошла до моего изложения, он с удивлением отметил: "Вы представляете, у нас в классе есть ученик, который слово Бог пишет с большой буквы!" – и все как засмеялись. Директор должен был по должности отреагировать и вызвал меня на беседу».
После школы Александр (будущий игумен Кирилл) поступил в МГПИ на исторический факультет. В институте его угнетала бездуховность, перебор с изучением социально-экономического фактора в ущерб живому восприятию истории. Во время учёбы Александр стал активно посещать московские храмы. После института по распределению попал в Белгородскую область, в сельскую школу. «Две недели буквально поработал, стало известно, что посещаю храм. Пошла молва. Вызвали в отдел районного образования и предложили уволиться по собственному желанию».
Александр порвал комсомольский билет и поехал домой, затем отправился в Почаевскую Лавру. Сначала его взяли трудником, но скоро дали подрясник, и он стал послушником.
А после семинарии в Загорске, так назывался тогда Сергиев Посад, Александр оказался в числе насельников Данилова монастыря. Это древнейший монастырь Москвы XIII века. В 1984 году Александр принял постриг. Пребывание в монастыре совмещал с учёбой в Духовной академии.
В этом году исполняется 35 лет служения о. Кирилла в священном сане. С 1991-го года он является настоятелем храма святителя Николы на Берсеневке – древнейшего храма Замоскворечья.
«Монашество – это призвание. “Не вы Меня избрали, а Я вас избрал”, – сказал Господь. В монашестве есть что-то сокровенное», – это слова о. Кирилла Сейчас ни одна экскурсия по центру столицы не обходится без посещения палат Аверкия Кириллова и храма Николы Чудотворца на Берсеневке.
Сегодня, когда паломники и туристы любуются великолепием этого шедевра русских зодчих, трудно поверить, что ещё в 1991 году, когда весь храмовый комплекс передали Русской Православной Церкви, без боли и слёз нельзя было созерцать то, во что в безбожное советское время был превращён этот памятник архитектуры, охраняемый законом.
«Как после бомбёжки, – так в двух словах передал свои впечатления от увиденной картины о. Кирилл. Большое здание дома причта было в ужасном состоянии – без окон и дверей, без крыши, в стенах трещины. – Постепенно мы начали осваивать здание. В конце 1991 года вместе с членами братства “Всех святых, в земле Русской просиявших” начали совершать молебны на территории храма. Сам храм пребывал в сильном запустении: в алтаре центрального придела находился отдел парковой культуры, в правом алтаре – во имя Феодосия Великого – архив, а в левом, Никольском, – туалет. Мерзость запустения, одним словом. Поначалу я даже не мог представить, с чего начать. Но в январе 1992 года была учреждена церковная община, а уже в мае на престольный праздник святителя Николы была отслужена первая всенощная и обедница, прошёл крестный ход. Богослужения совершали без сокращений, хор пел древним знаменным распевом. Духовный подъём у всех, несмотря на запустение, был необычайным. Сегодня храм в идеальном состоянии и внешне, и внутри. Он один из самых красивейших в столице. 30 лет – срок немалый, всё, что сделано, – сделано с помощью Божией, предстательством Пресвятой Богородицы и покровителей нашего святого храма – святителя Николы, преподобного Феодосия, всех угодников Божиих, которые почивают здесь мощами, есть намоленные образы, были мироточения. Поэтому, “не нам, Господи, не нам, но имени Твоему” да будет слава».
Храм святителя Николы на Берсеневке является приходом Русской Православной Церкви, но службы в нём проходят по старому обряду – для этого есть все канонические основания.
Поместный Собор РПЦ в 1971-м году признал равночестными и равноспасительными старые и новые обряды.
«В лоне Церкви есть те, кто стремится к более строгой модели служения, к корням. Нужно предоставить этим людям нишу в нашей Церкви», – так рассуждал покойный Патриарх Алексий II. Святейший Патриарх Кирилл, будучи на нашем приходе, отметил важность сохранения старого обряда в современной жизни Русской Православной Церкви, «во-первых, потому, что это сохраняет связь с нашим древним преданием», также и потому, что «есть люди, которые сегодня именно через этот обряд находят путь ко Христу». По словам Его Святейшества, «в Русской Церкви всё это должно быть, и не как явление второго сорта, а точно так же, как и новый обряд». «Самое главное, чтобы не было расколов и разделений, – подчеркнул Святейший. – Поэтому сегодня нужно хранить единство Церкви. А что касается обрядов, то каждый из них – и новый, и старый – должны помогать людям открывать Евангелие, открывать Господа и Спасителя».
В Никольском храме уже 30 лет службы проводятся по старому обряду.
Дониконовский богослужебный уклад – это живой голос Средневековья. Россия утеряла соборность в церковном пении, в приходских храмах и многих монастырях привыкли к партесу, поют «партиями», как в миру. А в знаменном распеве мы слышим хор, который не поёт, а молится истово и строго. Отец Кирилл – ревнитель погружательного крещения. Что касается перстосложения, то двуперстное крестное знамение выражает ту же самую истину, что и троеперстие, только в другой комбинации пальцев. Но двуперстие является более древним и более глубоким по содержанию. У нас в храме крестятся двуперстно, но новичков, когда они приходят, никто не заставляет сразу соответствовать всем требованиям.
Игумен Кирилл три срока занимал должность председателя Союза православных братств – крупной церковнообщественной организации, объединяющей активных мирян, занимающейся просветительством и социальной работой. Союз был учреждён по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на праздник Покрова Божией Матери в 1990 году.
Отец Кирилл принадлежит к тем редким личностям, которые занимаются всеми направлениями, касающимися Православия и России. Ему до всего есть дело – это его особенность. Батюшка болеет за многострадальный русский народ, за возрождение исторической государственности, за каноническую чистоту Православия, за единство Церкви, много занимается проблемами Украины и Украинской Православной Церкви, болеет за Сербию, за оторванное от неё Косово, за всё, казалось бы, необъятное.
Игумен Кирилл – член Союза писателей России. Издано девять книг его воспоминаний, на подходе десятый том.
В книгах о. Кирилла нужно отметить прекрасное владение словом, живость повествования, непринуждённость изложения. У него своеобразный, раскованный, без штампов стиль изложения.
Смелость, острота, нелицемерность оценок самых разных проявлений современной церковной жизни. Десятки статей были посвящены старообрядцам, с которыми отец Кирилл в тесном контакте, в частности, с митрополитом Корнилием. Интересно описание многочисленных поездок отца Кирилла. Особо можно выделить поездку в Косово, а также три поездки на малую родину, на Луганщину, после 2014 года. Одно из запоминающихся – описание Славянского хода по странам Европы во главе с выдающимся русским писателем Олегом Анатольевичем Платоновым.
Особенность игумена Кирилла – исследовательский, любознательный, цепкий и наблюдательный ум. Незаурядная личность. Вы можете быть с ним на одном мероприятии, в одной и той же паломнической поездке, видеть одного и того же человека. Но когда отец Кирилл начинает рассказывать о том или ином событии, на котором вы были вместе с ним, у вас как будто открываются глаза, и для вас это событие открывается заново.
Разъясняя для мирского человека, далёкого от церковной жизни, что такое настоятель и, собственно, церковная иерархия, отец Кирилл говорит так: «Настоятель храма – это административная должность, а игумен – звание духовное. Оно примерно соответствует званию майора в армии. Иеромонах – лейтенант, игумен – майор, архимандрит – полковник, а уже дальше идут архиерейские чины – это генеральские звания, и, стало быть, Патриарх по такой аналогии – маршал или даже генералиссимус. У каждого христианина в идеале должен быть духовник, причём на всех уровнях: и мирянин, и священник, и епископ, и Патриарх должны иметь духовника. Святые отцы сравнивают духовника с кормчим корабля и учат, что с опытным кормчим корабль минует рифы и достигнет берега». «К людям, которые не верят в Бога, я отношусь в первую очередь с недоумением. Мне кажется, что простая логика
рассуждений должна прямо приводить к признанию Творца. А второе – это сожаление, жалость, что они лишены этого познания. Богопознание предполагает наличие чистоты сердца. Бог открывается людям, которые живут в простоте, в чистоте, в духовном опыте, а размышления о Боге за чашкой кофе и с сигаретой в руке – это ложный путь.
У верующего человека намного больше стимулов делать добрые дела. Память о посмертном воздаянии, по выражению Иоанна Златоуста, она как узда, которая удерживает человека от греха. Мы созданы Богом по образу и подобию Его, мы призваны прославлять Творца, благодарить Его, а если мы этого не делаем, то проявляем неблагодарность».

Анна Алексеевна АНДРЕЕВА