ТРИ ПРАВИЛА НЕСГИБАЕМОЙ ВЕРЫ от святого Созонта

7 СЕНТЯБРЯ день памяти мученика Созонта Помпеопольского († ок. 304 г.)

Не ищи оправданий, ищи возможности

Каждый христианин, как известно, воин Христов и представитель «царственного священства». Мы частенько камуфлируем свои лень, малодушие, страх под благочестивые оболочки кротости и смирения. Дескать, мы люди малые, а потому и труд наш будет малым. Своё невысокое положение на работе и в обществе мы также трактуем буквально как запрет самим себе реализовывать творческую энергию в полном объёме. Но ведь для Бога не важно, руководим мы страной или подметаем двор. Он одинаково любит всех Своих чад. Поэтому нужно слушать сердце и деятельно делать ради Бога то, к чему склонен, что хотел бы и что можешь.
Мученик Созонт вообще был простым пастухом. Но это не мешало ему тщательно изучить Священное Писание, собирать своих «коллег по цеху» и устраивать с ними «евангельские чтения». Многие из слушателей лектора-пастуха уверовали и крестились. Всего лишь пастух, как сказал бы обыватель. Пастух оказался въедливым читателем, гениальным аналитиком и пламенным проповедником. Просто не стал закапывать свой талант.

Будь решителен

Вторая история вытекает из первой: отказываясь от подвига, мы оправдываем это своей немощью, что не всегда честно. Да, мы должны делать то, что можем. Но иногда стоит собрать всю волю в кулак и совершить поступок. Ради Бога, ради ближних, ради своей души. Поступок этот может казаться нам ничтожно малым, а окружающим незаметным, но от этого он не потеряет своей духовной ценности. Например, решим мы раз и навсегда покончить с какой-то своей страстью.
Это ведь так непросто! И именно решительность в борьбе с грехом может гарантировать нам победу. А может, нам представится случай внешне исповедовать веру, например, одёрнуть кощунника или заступиться за поносимую нечестивыми устами Православную Церковь. Главное – это решительность.
Созонт мог бы ограничиться проповедью «на деревне» – продолжить обращать ко Христу пастухов и членов их семей, и это было бы великим делом. Но он отправился в Помпеополь, где готовились торжества в честь языческого божества.
Чтобы сорвать богомерзкое мероприятие и таким образом увести внимание жителей от лжи, сфокусировав его на Истине, Созонт решается на дерзкую акцию: ночью он отламывает золотую руку у идола, дробит её и раздаёт нищим, показывая, с одной стороны, ничтожность и пустоту языческой веры, а с другой – демонстрируя щедрость и милосердие христианства.

Претерпевый до конца спасён будет

Таков уж человек: мы ищем лёгких путей и стараемся приспособиться к жизни. Редко кто из живущих сознательно выбирает дорогу, полную трудностей и испытаний. Но Христос как раз и показал, что жизнь каждого верующего в той или иной степени превращается в персональную голгофу. Ктото может идти путём болезни; кому-то выпадают трудности внешнего порядка и препятствия, чинимые людьми; а некоторые, буквально подобно Христу, становятся мучениками за веру. Но крест – орудие нашего спасения, и нужно стараться нести его по жизни мужественно, уповая на Бога и Его помощь.
Святой Созонт после своей антиязыческой акции мог, конечно, благополучно скрыться: его не поймали с поличным, он жил вне города и имел возможность безопасно возвратиться на родину. Но за разрушение идола власть обрушила волну гонений на безвинных людей, подозревая их в совершении «преступления». Конечно, Созонт не мог допустить, чтобы стать причиной мучений ближних. И он сдался властям, смело исповедовал себя христианином, объяснил причину своих поступков и подвергся жесточайшим пыткам, от одного описания которых кровь стынет в жилах. Но мученик до конца вытерпел испытания, а его смерть увенчалась чудом-откровением свыше: брошенное в огонь тело святого не сгорело, потому что грянул гром и пошёл сильный ливень.
От могилы же мученика позже стали происходить исцеления как свидетельство его прославления Богом. Созонт был верен Ему до конца.

Владимир Вячеславович БАСЕНКОВ