Добрая игрушка

Традиция изготовления и бытования глиняной игрушки в селе Доброе Липецкой области внесена в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия

Добровская игрушка – самая близкая к древнейшему искусству в Липецкой области. До настоящего времени изделия сохранили традиционные простые сюжеты, формы и достаточно скупой архаичный декор.
Гончарный промысел в Добром существовал ещё в XVII–XVIII веках.
По всей округе в большом ходу были глиняные горшки, по-здешнему – махотки. Они отличались большой прочностью. Пользовалась спросом и другая посуда: от рюмок до больших кувшинов, в которых хранили зерно. Для работы использовали местную глину, из неё получалась керамика нежного кремового или персикового цвета.
Настоящая слава к добровской игрушке пришла в 60-е годы XX века, когда в село Доброе приехал известный коллекционер, исследователь традиционной народной игрушки СССР Геннадий Михайлович Блинов. Его заказ на изготовление игрушек у потомственного мастера Ивана Константиновича Пустовалова стал началом всесоюзной славы этого хранителя промысла как мастера-игрушечника. Посыпались заказы, фотографии работ публиковались в разных книгах и журналах.
Работы стали брать на выставки, приобретать в частные коллекции.
Основные образы добровской игрушки: барыня, фигурки-свистульки птиц и животных, оленей, кавалера-орденоносца, всадников.
Знаете, какая примечательная черта этой игрушки гончарного типа? Уверены, уже догадались по фото – это форма женских и мужских фигур. Они весьма интересные, так как основание изделия раньше делали на гончарном круге. А вот отличить кавалера можно по наведённым чёрным усам и гармони.
Что касается цветов, то в основном для росписи и украшения игрушки использовали коричневый, жёлтый или зелёный ангоб (жидкая глина с пигментом, нанесённая на изделие до обжига). А закрепляли прозрачной или коричневой глазурью.
Иван Константинович немного видоизменил привычный образ игрушки: использовал много декоративных элементов, а роспись стала ярче, более красочной. Форма юбок, выполненная на основе гончарных рюмок, приняла вид перевёрнутого бокала, чашки или стакана.
Кстати, костюм барышни отражает традиционный костюм Добровского района.
Сегодня добровские мастера возрождают знаменитую глиняную игрушку и обучают этому ремеслу юное поколение. Большой вклад в сохранение и развитие традиций внесла мастер Светлана Пастухова, ученица Ивана Пустовалова.

Пресс-служба администрации Липецкой области