Правила отца Павла

Где лучше жить – в городе или деревне? Должны ли дети гордиться своими родителями? Что должен сегодня иметь каждый русский патриот? Как поступить священнику или епископу с подаренной ему дорогой иномаркой? Об этом и многом другом наш постоянный автор, известный мотопутешественник Андрей Владимирович СОТНИКОВ спросил у священника Павла ТАЙЧЕНАЧЕВА, отца девятерых детей из горно-алтайского посёлка Шебалино.

Где жить?

Молодой человек вырос в деревне, он здоров, ум его не повреждён, он вырос в полноценной семье, у него есть папа, мама, братья, дедушка, бабушка. Он едет в город, получает образование и остаётся в городе, потому что жить якобы можно только там. Работает, например, продаёт телефоны, снимает какую-нибудь вонючую однушку, которая съедает половину его зарплаты, и это считается, что человек устроился.
А если он приедет назад в село, он будет специалистом и уважаемым человеком, потому что все знают его родителей. Там ему предоставят работу. А в городе кто его знает?
В деревне есть такой обычай. Девочки 12-14 лет могут прийти к соседке и сказать: «Тётя Таня, давайте мы с Андрюшкой повозимся». Андрюшке этому, допустим, полтора года. Его мама знает, что им можно доверять. Они освободили ей руки, чтоб она могла постирать или прополоть.
В городе, чтобы встретиться человеку с человеком, надо открыть дверь железную, войти в лифт, открыть дверь подъезда, тоже железную, дойти до остановки. Потом опять открыть дверь подъезда… И всё это просто чтобы
встретиться с другим человеком, с тем же Андрюшкой погулять. Представляете, насколько это всё сложнее.
Поэтому мы с супругой пошли по пути оптимального распределения энергии. Что-бы её не тратить на какие-то второстепенные вещи вроде открывания железных дверей.
Я живу в селе уже 17 лет. Помните, раньше снабжение в деревнях было хуже, информации нет, культуры нет. А сейчас интернет решает все проблемы. В любом селе зайдите в супермаркет, вы там найдёте всё то, что есть в городе. Что в городе есть такого, чего здесь нет? Театр? А вы часто бываете в театре? В лучшем случае раз в год. В городе люди живут как белки в колесе, им не до театра.
У меня, по милости Божьей, 9 детей на данный момент. А что было бы с моими детьми в городе, даже страшно подумать. Ребёнка нужно встретить, нужно проводить, он должен быть одет с иголочки... В городе столько детей иметь просто невозможно.
Когда я хочу съесть мороженое, то покупаю 13 пачек. Каждому по одному, а папе и маме по два, потому что мы большие. Только хочу сразу оговориться, что у нас не большая, а нормальная семья.

Трезвый батя

Мы должны жить так, чтоб наши дети гордились своими родителями. Как они говорят между собой сегодня: «Да твой папа отстой, у него даже своего блога нет». Чтоб обо мне так не говорили, я создал в «Ютубе» блог, который называется «Трезвый батя».
У нас приход пятьдесят человек, на блог подписано пятьсот человек. И считаю, что это хорошо. Я никогда не рекламирую свой блог, кому надо, тот и подпишется. Я записываю его просто на телефон и выкладываю без всякой обработки, это тоже принципиально.
Более того, я считаю, что сегодня такое время, когда каждый русский патриот должен иметь свой блог. Потому что сегодня информационное пространство так или иначе наполнено людьми, настроенными враждебно по отношению к России, к её традиционным ценностям, которые не понимают, что нормальная семья – это большая семья, и так далее.
Конечно, можно писать книги, но когда ещё они дойдут до читателя! А блог увидят мгновенно. Раз мы живём в век информационных технологий, надо в него как-то вписываться.
Я не считаю, что у меня мало подписчиков. Чем больше подписчиков, тем ты более несвободен в своих высказываниях, ты начинаешь говорить не то, что думаешь, а что от тебя ждут. Я не завидую отцу Владимиру Головину или отцу Андрею Федотову, он же киберпоп, которого даже запретили в служении: иметь много подписчиков – это очень опасно для блогера-патриота.
У меня старшие дети смотрят блогеров. Родители сегодня общаются с детьми пятнадцать минут в день: «Иди вынеси мусор», «Ну как дела в школе?», «Добрый вечер, доброе утро, спокойной ночи», и это всё. Кто сегодня воспитывает наших детей? Блогеры. Есть Саша С., у которой семь миллионов подписчиков, есть другие подростки, у которых тоже по несколько миллионов. Они транслируют определённую ментальную установку, сколько надо иметь детей, как зарабатывать деньги, как их тратить, как относиться к Родине. Если этот человек выпускает три-четыре ролика в неделю, наши дети его слушают и усваивают его позицию. Поэтому я решил не самоустраняться. Мой блог слушают мои дети и их одноклассники. Я веду блог для своих детей, чтоб они смогли посмотреть его, когда вырастут, если, конечно, к этому времени кнопку не отключат. Я бы, например, хотел посмотреть, как рассуждает мой отец, я, конечно, помню его при жизни, но мне бы хотелось узнать, как он говорит, как шутит, какие проблемы его волнуют…

Изменить жизнь

Что надо сделать, чтобы изменить жизнь? Сначала воспитать себя, потом детей и тех, кто рядом с тобой. Если вы на наших детей посмотрите – это здоровые, нормально сформированные дети. Старшему 16, младшей 3 года. Трое детей уедут к бабушке, останется пять – и замечаешь, что дома пусто.
Дом у нас большой, потому что нормальная семья может жить только в нормальном доме, где-то 140 квадратов. Начинали мы с обычной гостинки, обменяли её на небольшой дом, получили материнский капитал, надстроили мансарду и всё время расширяемся.
Вообще, Путин молодец, что сделал детские. Мы с ним встречались в прошлом году в Москве на вручении орденов «Родительская слава». Там было восемь семей из каждого федерального округа, и каждый говорил речь. Мы были в конце. Там уже всё сказали и поблагодарили. Я сказал только одно, что многодетная семья – это нормальная семья.
К Путину я хорошо отношусь. Это настоящий русский офицер. Чему их в КГБ действительно учат – так это Родину защищать. Да, у него не всё получается, но мы же не знаем, какое там на него оказывается давление.
Нам легко тут на кухне с фигой в кармане сидеть и рассуждать, что он сделал не так. Каждый должен на своём месте дело делать. Как говорится, у каждого свой сектор обстрела.
Какое благодатное время в России наступило. Приезжай в село, работай, тебе ещё жильё, денег дадут. А что раньше было? И цены на дома здесь низкие. Не надо в кабалу от банка влезать. Средних размеров дом с печкой и баней в селе стоит 300 тысяч, в районном центре такой же, например, как у нас в Шебалино, – 600, в Горно-Алтайске полтора миллиона. Это любой может себе позволить.

Про машину

Нашему епископу владыке Каллистрату подарили дорогой автомобиль. А у епархии был долг. И что он сделал? Он продал эту машину и заплатил этот долг. Другой бы владыка повысил налоги и собираемость с приходов. А наш понимает, что такие автомобили не для священников, они не должны искушать паству, отталкивать её от Церкви.
А вообще, мы своим владыкой можем только гордиться, потому что он был тем священником, который наблюдал за строительством первой церкви в Антарктиде и первые две зимы провёл там.
Машина – это, конечно, тоже не показатель. У меня была «Нива» 80-го года выпуска, и я тоже думал про себя, какой я скромный. Но мне надо было ехать на службу, а она не заводится, и из-под капота идёт дым. И такая нервотрёпка повторялась постоянно.
В Русской Православной Церкви 35 000 священников, из них, может быть, есть человек сто, кто ездит на нескромных машинах, но почему-то СМИ говорят только о них. А о нашем владыке Каллистрате или отце Вячеславе из Усть-Кана, у которого помятая «пятёрка», никто не говорит.
Я спросил как-то у него: «Отец Вячеслав, почему у вас машина такая помятая?». И он рассказал: «Представьте, еду как-то вечером, девушка голосует. Я её посадил, и тут за мной гонятся какие-то жлобы и пытаются сбросить с трассы». Он от них удрал, но машину помял, они гнались за этой девушкой, которую он спас.
Почему про него никто не рассказывает?

Фото автора
и из личного архива
семьи Тайченачевых