Русская песня - душа народа

Наша Россия-матушка поистине богата талантами, мостовые можно мостить. Но одна беда: их редко можно услышать, так как настоящее искусство – русская песня, вытеснена зарубежной дешёвой подделкой. Но песню, как и русскую душу, нельзя уничтожить, теплится она неугасимой свечой в родных глубинках, как лампадка перед иконой, охраняя от недобрых взглядов свою истинную веру, свою культуру.
Почему, когда мы слышим родную речь, интонации русской песни, в нашей душе появляется щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира в душе? В чём же таинственная сила, обаяние народной песни?
Всё очень просто. Интонации русской песни – интонации русского народа. Это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца.
Народная мудрость гласит: «В русской песне живёт душа русского народа». Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни – это, прежде всего, её высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное – правильное вероисповедание.
Русская песня – источник, носитель культуры, основа всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.Н. Глинка подчеркнул, что «музыку создаёт народ, а мы её только аранжируем».
Некоторые русские песни пришли к нам из глубокой древности. На этом многовековом пути песня зачастую теряла своего автора, обретала подлинно народные черты и становилась достоянием всей русской культуры. К счастью, некоторые песни сохранили своё авторство до наших дней: «Однозвучно гремит колокольчик» – И. Макаров, «Варяг» – Я. Репинский, «Вечерний звон» – И. Козлов, «Лучинушка» – Н. Панов. Но, несмотря на это, все эти песни имеют одно общее определение, близкое и родное нашему сердцу – русская народная песня.
Безгранично богата и многогранна песенная культура.
Вспомним, как русская песня любовно поёт о родной сторонушке, о тёмной ноченьке, о близкой нам избитой дороге с заунывно звучащим колокольчиком и щемящей песней ямщика.
С какой скорбью, печалью народ поёт о тяжёлой женской доле, о доле вдовы-солдатки, о той доле, которая под стать
нашей матушке-России («Матушка», «Лучинка», «Ой, ты, вдовушка» и др.)

Ой, ты, доля горькая – лучинушка,
Плачет в поле девичья краса,
Словно долю женскую – судьбинушку
У России-матушки взяла.

И наоборот, заразительно весёлые, остроумные плясовые и шуточные песни – ещё одна грань народного характера.
Вспомним, как русский человек в народных песнях прощается со всем миром перед смертью. Здесь предстаёт перед ним картина высшей нравственности. В последние минуты жизни он не клянёт судьбу, а спокойно предаётся воле Божьей, прося у всех прощения, отдавая поклон родителям, а жене – свою последнюю волю, дабы она не печалилась и обвенчалась с другим, отпуская её с миром и любовью, благословляя её на новую жизнь. Думы не о себе, а о близких людях являются ярким примером высшей нравственной чистоты, неразрывности жизни русского человека с христианством, примером того, что русская песня – духовное отражение Православия на Руси.
И самое главное – русская песня является живым свидетельством исторических событий разных эпох.
Идеалом русской песни всегда было стремление к святости. Россия – страна, где народ любовно называет свою родину святою – Русь святая!

Русь святую разоряют,
Нет уж сил владеть собой:
Бранный жар в крови пылает,
Сердце просится на бой!

Ф.Н. Глинка. «Солдатская песнь»

Музыкальной основой русских народных песен стали духовные песнопения, знаменные древние распевы. Это ещё раз подчёркивает, что в основании великой русской культуры лежит христианство – православная вера наших предков.
Духовные знаменные распевы представляют собой одноголосное пение. Постепенно русская песня выработала на их основе глубоко самобытный тип многоголосья, подголосочной полифонии, где один голос подхватывается другим, другой – третьим, и в своём развитии каждый проходит свой путь, как бы проживает мелодическую ткань, напоминающую великолепные русские кружевные узоры.
В самобытном гармоническом звучании диатонического лада русской песни мы слышим черты русского характера. В народной песне нет суеты, мелочности. Там всё основательно.
В самой ладовой основе кроется архаичность, глубина, непоколебимость, сдержанность. Огромная, могучая внутренняя духовная сила лежит в основе русской песни, которая в то же время отличается особой напевностью, мелодичностью. В удивительной мелодии раскрывается вся природная красота матушки-России, её раздолье, широта, чистота и искренность души русского человека.
Особая отличительная черта русских песен – отсутствие агрессивности. Русские люди, славяне, издревле занимались миролюбивыми занятиями – земледелием и скотоводством.
Русский человек не завоеватель, а защитник. Так было во все времена:

Вспомним, братцы, Русь и славу
И пойдём врагов разить.
Защитим свою державу,
Лучше смерть, чем в рабстве жить.

Ф.Н. Глинка. «Солдатская песнь»

Русский народ гордится своими песнями и в своём народном творчестве воспевает их с большой любовью:

Как затянет, как зальётся
Песней русскою народ,
И откуда что берётся,
Прямо к сердцу так и льнёт.

«Что за песни»

Какая могучесть, исполинская силушка и в то же время открытость. Это не хвастовство, а великая любовь к своей русской культуре. Не случайно Россия испытывает сейчас огромное противостояние. Антиправославные силы Запада и всего мира направлены на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся, загадка русской души непонятна. Ведь за ней кроется глубина, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками. Это истинная православная вера. Фактически одна Россия-матушка осталась во всём мире хранительницей православного вероисповедания.
Россию нельзя взять в открытом бою, она сразу становится необоримым щитом. Сейчас всё делается тихо, без драки и боя. Надев дружескую личину, через средства массовой информации, различные секты чуждая идеология внедряется в Россию. Главная цель – уничтожение Православия через русскую культуру.  Насаждая свою лжекультуру, т.  е. стараясь подчинить русский народ, Запад подменяет истинные понятия.
Поэтому-то настоящую народную русскую песню в её истинном звучании сейчас редко услышишь. В основном это веселящий, ни к чему не обязывающий городской современный фольклор, где от русской песни присутствует очень мало. Если мы и слышим наши любимые песни, то совершенно в искалеченном виде, обработанные современными агрессивными ритмами, которые глубоко чужды распевности русской мелодии. Это песни-калеки, где широкая протяжность русской песни как бы подлаживается под громкий ритм так называемой «свободы» творчества.
Порой русские песни пытаются смешать с негритянскими ритмами и напевами, что совершенно недопустимо, не говоря уже о чисто внешнем облике, о «русских», расписанных золотыми узорами костюмах молодых исполнителей, которые едва прикрывают наготу.
Стыдно и больно слышать песню «Вечерний звон» – символ русской культуры – в совершенно искажённом виде, в виде пляски-агонии. Обидно за наших эстрадных суперзвёзд, которые по своему неразумению своими же руками разрушают русскую культуру.
Русская песня – это голос народа, и его не так-то легко подчинить. И если идут такие откровенные нападки на песню, то это только подчёркивает высочайшую её духовность.
Народная песня не только сохранилась, но и развивается. Глубокий поклон нашим замечательным исполнительницам, народной артистке России Л. Зыкиной, Л. Стрельченко и другим, которые действительно смогли сберечь и сохранить в своём сердце истинное звучание русской песни. Наша матушка-Россия – это неиссякаемый источник народного творчества. Отрадно, что в наше время пишутся новые песни, в которых звучит всё то, что Русь хранила веками. Это действительно чистые родники. Как хочется, чтобы они зажурчали весёлым гамом и осветили русскую землю своими светлыми потоками. Смыли всю грязь, западную наносную культуру, которая коростой вцепилась в родную землю, в души русских людей.
Русская песня – это живое творчество русского народа, и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.
А всё, что происходит сейчас, вне истинной культуры.
Это сознательное действие опорочить великое настоящее искусство, которое дарит истинный свет души. Пытаясь заслонить солнце, они сами оказываются в тени. Это мышиная возня, слабая попытка укусить самого себя за хвост, так как русская песня, как и вера православная, поругаема не бывает!

Ирина Зиновьевна СКОРИК