На западных рубежах

Архив: 

В миротворческой военной операции Российской армии на Украине принимают участие и военные священники – в составе боевых частей.
О своей военной командировке рассказывает клирик Самарской епархии, штатный военный священник протоиерей Дионисий ТОЛСТОВ.

«Вас не успели известить»

О том, что N-ская воинская часть, в которой я являюсь штатным военным священником, убыла по тревоге ближе к району проведения специальной военной операции, я узнал на следующий день. Позднее мне скажут: «Батюшка, вас просто не успели известить – боевые подразделения по сигналу “Тревога!” действуют предельно быстро».
А тогда я подготовил всё необходимое для предстоящей работы в полевых условиях и стал ждать команды. Вскоре позвонил офицер А. и сказал: – Отец Дионисий, пришла телеграмма, вам необходимо с ней ознакомиться. Приезжайте.
Телеграмма была из вышестоящего штаба. Мне и ещё двоим священникам из других епархий предлагалось выехать в командировку. Что порадовало – меня направляли в свою родную часть!
Мне также предоставили право выбрать способ передвижения. Я решил ехать поездом.
В Москве была пересадка. До отправления моего поезда оставалось время, и я съездил в Троице-Сергиеву Лавру.
Помолился у мощей преподобного Сергия Радонежского, попросил святого помочь мне в предстоящем пути.

Промыслом Божиим

И преподобный помог. Убеждён, по его молитве Господь чудным образом всё устроил.
На вокзале говорю кассиру: – Мне билет на поезд до станции Х.
Кассир отвечает:
– До этой станции поезда не ходят.
Вы можете на электричке доехать до станции N, а дальше – автомобильным транспортом.
Выбора нет – беру билет до промежуточной станции и иду искать 12-й путь, с которого вскоре должна отправиться электричка. Решаю, что выход на нужный мне путь – в самом конце тоннеля. Поднимаюсь наверх к вокзалу и жду объявления по радио о начале посадки. В это время ко мне подходит старшего возраста мужчина и обращается с каким-то вопросом. Я отвечаю. В разговоре называю станцию, до которой собираюсь ехать.
– 12-й путь не здесь, – неожиданно говорит мне незнакомец. – Давайте я вам покажу, где находится ваша электричка.
Окинув взглядом мой багаж, он решительно берёт несколько сумок. Мы прошли с ним довольно большое расстояние. Вышли на платформу. Я поднялся в вагон электрички. Он ещё успел пожелать мне доброго пути, как электричка тронулась.
– Господи, благодарю Тебя! – произнёс я облегчённо. На сердце радость и умиление. Понимаю: Господь послал мне этого человека в помощь – иначе в тот день я бы не уехал.
В электричке чуть поодаль от меня сидит немолодая женщина. Она с любопытством посматривает в мою сторону.
После некоторого молчания у нас с ней завязывается «дорожный» разговор. Узнав о моих планах, она говорит:
– На железнодорожной станции, где вам выходить, не бывает автобусов. Автобусная станция находится в нескольких километрах от железной дороги.
Видя, что я заволновался, она продолжает:
– Я помогу вам, я ведь тоже выхожу на станции А.
И вот мы выходим из электрички, обходим станцию стороной и направляемся к стоящим поодаль двум легковым машинам. В это время одна из машин трогается и уезжает. Я вижу, что во вторую машину уже уселись пассажиры с электрички, и она тоже сейчас уедет.
Моя спутница прибавляет шаг и громко кричит:
– Возьмите ещё одного!
– Садись, – слышу доброжелательный голос водителя.
– Спасибо вам огромное! – говорю женщине. – Очень помогли!
Она сдержанно улыбается. А у меня на сердце снова и радость, и умиление, и благодарение Богу. Господь не оставляет меня Своей заботой. До автобусной станции посёлка В. доехали без приключений. Здесь я взял билет на автобус и вскоре уже был в нужном мне месте.

За други своя

Приехав и немного отдохнув, я провёл первую беседу с солдатами и раздал им гуманитарную помощь, которую привёз с собой.
На следующее утро, после построения личного состава и постановки задач, командир предложил мне обратиться к солдатам и офицерам с проповедью.
Я напомнил воинам, что позиция Церкви в отношении воинского служения основана на том, что ратная служба спасительна для христианина при условии соблюдения заповедей о любви к Богу и ближним, вплоть до готовности положить душу свою «за други своя», что, по слову Христа Спасителя, является высшим проявлением жертвенной христианской любви. Признавая войну злом, Церковь благословляет своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идёт о защите ближних и своего Отечества.
Сказал и о том, что если раньше Киев – мать городов русских – был городом мира и дружбы с Россией, то нынешний киевский фашистский режим залил кровью Донбасс: за восемь лет войны погибло 14 тысяч мирных людей, более 500 детей, тысячи стали калеками. В марте этого года украинская армия должна была напасть на российский Крым. 16 американских военно-биологических лабораторий на Украине вырабатывали против граждан России натуральную оспу – самый опасный вирус в мире.
– Вы, воины России, – напомнил я солдатам, – призваны противостоять этому злу, защитить людей и спасти наше Отечество…
– Всё сделаем, отец Дионисий. Россию не посрамим! – ответили мне.
После проповеди я прочитал обычные предначинательные молитвы и воинскую молитву «Благословение на брань во время супостатов, находящих на ны». Затем окропил солдат и офицеров святой водой, которую привёз с собой. Каждому дал святой образок, при этом напомнил, что иконочки нужно хранить только в верхних нагрудных карманах.
Раздавая крестики и пояски с 90-м псалмом, я рассказал солдатам о таком необыкновенном случае, который произошёл в годы Великой Отечественной войны.
…На позиции нашей пехоты двигались немецкие танки. Они вели огонь с дальней дистанции. В стрелковой роте уже были раненые и убитые. Один из красноармейцев, приготовив связку гранат, ждал приближения немецкого танка. В те горячие секунды боя солдат читал по памяти 90-й псалом. Поясок с этим псалмом был и на самом воине. В следующую секунду немецкий танк выстрелил из орудия, и снаряд уже должен был сокрушить красноармейца с гранатами, но у самой груди бойца какая-то неведомая сила остановила его, и смертельное железо превратилось во что-то жидкое и потекло по гимнастёрке солдата на землю. После этого танк сильно тряхнуло, а затем последовал взрыв внутри боевой машины – сдетонировал боекомплект…
В тот же день я освятил специальную технику, боевые машины и территорию части. Так началось моё священническое служение в военной командировке.
При этом я старался следовать тем наставлениям, которые получил на сборах военного духовенства осенью 2021 года. Например, такие: «Благовествуя о Христе Спасителе, военный священник воодушевляет военнослужащих на выполнение боевых задач»; «Личный пример военного священника и твёрдость
его духа являются важным средством воздействия на военнослужащих».
В основном моя работа носила духовно-просветительский характер. Приходилось также консультировать командиров по религиозным вопросам.
Должен сказать, командиры решили все мои бытовые вопросы. Жил я в КУНГе, спал на нижней полке. Кто не знает, скажу, что КУНГ – армейская аббревиатура, означающая «кузов универсальный нулевого габарита». Это что-то наподобие отдельного купе в железнодорожном вагоне, где есть две нижние полки и две верхние. Со мной в КУНГе спали лейтенант Н. и рядовые С. и Ф. В ногах солдат воронёной сталью поблёскивали стволы автоматов.

«Мы с передка»

объявил, что в ходе артиллерийского обстрела погиб капитан Александр А., офицер соседней части. В тот же день я служил панихиду – по убиенному воину Александру и о всех «Вождях и воинах, живот свой за веру и земное отечество положивших».
Собравшимся солдатам и офицерам я кратко объяснил, что панихида – это краткое богослужение, во время которого мы молились о погибшем капитане Александре и других воинах, просили у Бога прощения их грехов и упокоения в Царстве Небесном. Нам, живущим, панихида послужила в утешение, а погибшим воинам принесла духовную пользу.
А потом я встретился с бойцами другой части, которые уже побывали в бою.
– Мы с передка, – сказал один из солдат.
Поначалу я не понял, что означают эти слова. Оказалось, так на солдатском языке называют передний край, где идут самые ожесточённые бои. Солдаты рассказали мне о недавнем миномётном обстреле врагом их позиций. Признаюсь, в ту минуту мне захотелось их как-то утешить, поддержать.
– Наверное, было страшно? – спросил я.
– Немного страшно было в первый день, – ответили мне. – Теперь пообвыкли. При обстрелах не пригинаемся.
А меня, признаться, такое заявление огорчило. Самоуверенность? Бравада?
Хвастовство? А ведь они не мальчишки – мужчины тридцати и более лет. Известно, что безпечность в бою – это часто неоправданные жертвы...
Командиры считают, что такая бравада бывает у тех, кто по-настоящему ещё не нюхал пороха. После нескольких обстрелов и участия в боях «болезнь новобранца» обычно проходит.
Дай-то Бог!
Но было и то, что меня укрепило, успокоило. Солдаты радовались, что у них толковые командиры. Бойцы радовались, что у них такое замечательное современное оружие. Но ведь и командиры, и оружие – всё от Бога. А если Бог за нас – кто против нас?

Боевая семья

С первого дня я почувствовал, что нахожусь среди своих. Точнее сказать, это мне дали почувствовать офицеры и солдаты части. А в части воины самых разных национальностей, много мусульман. В бытовом плане мои вопросы решал командир подполковник Рустам А., татарин по национальности. Он во всём, даже в мелочах, был корректен, вежлив, предусмотрителен.
Когда была свободная минутка, меня звали на чай, старались угостить чемто вкусным. И конечно, всегда были откровенные разговоры на самые разные темы.
…Моё пребывание в части подошло к концу. Мы тепло попрощались. Я сказал, что буду молиться о всех воинах части, о том, чтобы Господь помог им достойно выполнить свой воинский долг.
Меня наполняло чувство благодарности к людям в погонах, уверенность, что личный состав справится с любыми поставленными задачами.
В моём багаже было большое количество поминальных записок, которые мне передали воины нескольких частей.
На обратном пути в городе А. я пришёл в собор, помолился перед иконой Божией Матери «Знамение», поблагодарил Господа и Божию Матерь за помощь нашему воинству.

Текст подготовил Олег Иванович
БЕДУЛА