Русский соловей

Архив: 

7 июня 1872 г. 150 лет назад РОДИЛСЯ Леонид Витальевич СОБИНОВ

Бельканто есть предел красоты, изящества, благородства. Владение им – из чудес земных: тончайший механизм, словно пропуская через душу звуки немыслимой красоты, раскрывает богатейшие возможности человеческого голоса.
Леонид Витальевич Собинов родился в семье торгового служащего, ярославского мещанина. Жизнь его, казалось бы, должна была пойти похожим путём. Однако в гимназическом хоре он начинает учиться пению, и первое его успешное выступление – на гимназическом вечере: сольная партия в хоре из оперы Вильбоа «Наташа, или Волжские разбойники».
Он хорошо оканчивает гимназию, получает серебряную медаль, поступает на юридический факультет Московского университета. Жизнь должна идти твёрдой колеёй, но Собинов принимает участие в студенческом хоре, поступает в Музыкально-драматическое училище по приглашению П. Шостаковского – выдающегося пианиста, дирижёра, педагога.
Он всё же заканчивает университет, около года работает помощником присяжного поверенного. Дирижёр Ипполит Альтани, услышав Собинова, приглашает его на прослушивание в Большой театр. И в том же году Собинов становится солистом.
Он много гастролирует, мелькают города, театры, всюду ему сопутствует успех, его голос широко разносится по миру. Нежность и мощь совмещает собиновский тенор, словно окрашенный в серебряные тона, то играющий лунным светом, то разливающийся солнечным звуковым сиянием…
Вот его Ленский – трактовка образа отличается от традиционной, что вызывает критику, однако певец побеждает. Партия остаётся в веках, насыщенная психологизмом, овеянная романтическим ореолом. Это совершенно по-новому увиденный и спетый Ленский.
Собинов становится реформатором оперной русской сцены, показывая и доказывая собственным примером, что певец не только должен исполнять вокальные партии, но и быть драматическим актёром, проживая роль психологически выверенно и точно. Когда-то, исполняя небольшие партии – Бояна в опере М. Глинки «Руслан и Людмила», Синодала в «Демоне» Рубинштейна, – Собинов уже прокладывал дорогу к иному осмыслению оперной роли.
Одновременно с выступлениями в Большом театре Леонид Витальевич начинает петь и в частной опере Мамонтова, где становится постоянным партнёром Шаляпина. Как звучат они! Великолепно оттеняя, но и дополняя друг друга: легендарный русский бас и необыкновенно нежный, но с жёсткой основой тенор.
В Италии, стране, где бельканто окружено особой любовью, Леонид Витальевич прожил четыре года, исполнив все основные партии для своего голоса. В Большом появляется вновь уже в 1908 году, в роли Лоэнгрина.
Мощь Вагнера и голосовые особенности Собинова дают невероятный мощный сплав.
Собинов занимается оперной режиссурой, он покровительствует самобытной исполнительнице народных песен Н. Плевицкой. Его деятельность многообразна, хотя хватило бы и только вокальной.
Леонид Витальевич Собинов стал легендой ещё при жизни, обогатив русскую сцену, одарив человеческое бытование десятками перлов, подняв искусство оперы на новую ступень.

Александр Львович БАЛТИН