Ангел в плащ-палатке

Архив: 

Шёл четвёртый год войны. Красная армия прогнала фашистскую нечисть с советской земли. Настала очередь помочь народам Европы и самой Германии избавиться от фашизма. 18 октября 1944 года советский солдат ступил на землю Восточной Пруссии. Отсюда немцы с древнейших времён много раз нападали на Русь. Здесь, по рассказам разведчиков, где-то глубоко под землёй, в железобетонном бункере вынашивал свои захватнические планы Гитлер. Воевать на чужой территории намного тяжелее, чем на родной. Здесь из-за каждого кустика, каждого овражка, каждого бугорка фашисты могут открыть огонь. Враг на своей земле во сто крат сильнее! Но нашим солдатам не привыкать! Двести лет назад немцы не смогли остановить русскую армию на этих рубежах, и сейчас у них ничего не выйдет!
Несокрушимым духом и стремлением к победе над врагом были заряжены солдаты Красной армии. Даже силы небесные, казалось, помогают разгромить гитлеровскую армию и скорее закончить войну.
Пошли в атаку советские воины. Вместе с товарищами бежит, стреляет из автомата солдат Иван Кожемякин. Вдруг – удар! Повисла плетью левая рука. Нет, не остановился Иван. Не хочет покидать поле боя. Бежит. Стреляет. Терпит боль… Ещё удар! Пробила пуля грудь. Упал Иван. А товарищи вперёд ушли. «Ура-а-а!» – слышится издалека. Уже идёт бой в немецких траншеях. Лежит Иван и тихо стонет. Всякие дурные мысли приходят в голову: «Вот и конец мой пришёл. Умру сейчас… Не свидеться мне больше с мамой и сестрёнками. Не гулять мне на свадьбе своей. Эх! Не повезло… Прости меня, Господи!». Глаза закрыл Иван и думать перестал.
Вдруг чувствует: кто-то легонько трогает его. Стал глаза открывать и сквозь ресницы почудилось ему, что ангел склонился над ним. Вот и крылья видны за спиной. Поднял с трудом веки и видит: рядом с ним вроде знакомое лицо, в плащпалатке, на сумке красный крест. Кожемякин узнал своего спасителя, когда тот скинул с плеч плащ-палатку. Её-то Иван и принял за ангельские крылья… Это был командир санитарного взвода старший лейтенант Осипов. Он быстро вытащил из сумки бинт и начал осторожно перевязывать раны.
– А я уж подумал: всё, отвоевался… Шибко не хочется на чужбине-то помирать… Кто меня здесь навещать-то будет?
Да и могилка затеряется… – сказал еле слышно Иван, и по щеке скатилась слеза.
– Будем жить, браток! Доставлю тебя в санчасть. Пули вынем. Заштопаем. Ещё повоюешь! Гитлера в плен будешь брать! – подбадривал Ивана лейтенант. Положил солдата на плащ-палатку и волоком потащил в наш тыл.
– Звать-то вас как, товарищ старший лейтенант? – спросил Иван.
– Николай я.
– Николай?.. Как Николай Чудотворец?.. Он тоже спасал людей от смерти лютой. Батюшка у нас в селе был… Говорил: «Святитель Николай всем русским воинам покровитель».
Я ведь верующий… Молился Николаю Угоднику. Услышал, значит, мои молитвы. Вот тебя, своего тёзку, ко мне послал. Теперь выкарабкаюсь… – с неподдельной радостью, забыв про боли от ран, промолвил Иван Кожемякин и тут же спросил: – Сам-то ты, верующий али как?
– На войне разве бывают неверующие? В моих родных Дебёсах церковь Николая Чудотворца была. Одно время даже село называлось Николаевское. А когда поставили новый храм, то один из приделов освятили в его честь. Наверное, и меня поэтому Николаем окрестили, – отвечал лейтенант и тянул за собой плащ-палатку с раненым.
Пули, мины свистели и взрывали землю вокруг этих двоих людей. Казалось, незримым щитом прикрывал их от смерти сам святитель Николай. Может, так оно и было. Доставил лейтенант Ивана в полевой госпиталь.
Вынули ему пули. Подлечили. Снова встал боец в строй. Геройски воевал до Победы. Вернулся домой, где его заждались мама, сестрёнки и любимая девушка…
Таких, как Иван Кожемякин, за всю войну Николай Осипов спас тысячи. Для каждого из них он был ангелом в плащ-палатке и надеждой на спасение!
Родился в 1922 году в с. Дебёсы (Удмуртия). На Великой Отечественной войне с июля 1941 года. Старший лейтенант медицинской службы. Командир санитарного взвода 1106-го стрелкового полка 331-й стрелковой дивизии. Во время боёв в районе Горки и Красная Поляна (декабрь 1941 – январь 1942 гг.) своим примером воодушевлял бойцов. Лично вынес с поля боя более 50 бойцов и командиров с их оружием, оказал им медицинскую помощь. 30 и 31 августа 1943 года в ходе боёв за освобождение Смоленщины, несмотря на сильный артиллерийско-пулемётный огонь противника, обеспечил своевременную эвакуацию всех раненых. Сам лично вынес с поля боя 11 раненых с их оружием. В октябре 1944 года при прорыве обороны противника и наступления в Восточной Пруссии вынес с поля боя 18 советских воинов. За время боёв его санвзводом эвакуировано более 110 раненых. За мужество и отвагу был награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга». Был два раза ранен.

Александр Витальевич ЛЕКОНЦЕВ,
краевед
Дебёсский район, Удмуртия