Певец русской души

Архив: 

31 мая 1862 г. 160 лет назад РОДИЛСЯ Михаил Васильевич НЕСТЕРОВ

Михаила Васильевича Нестерова называют самым русским художником. И дело не только в том, что он всецело посвятил свою кисть России – русским людям, русской природе и великим русским святым. Он смог выразить русскую душу народа-богоносца, сумевшего сохранить божеское начало и в радости, и в самых тяжёлых испытаниях.
Михаил Васильевич Нестеров родился 31 мая 1862 года в Уфе в православной купеческой семье. Окончив гимназию, юноша поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителем был известный художник-передвижник В.Г. Перов. Первое крупное произведение Нестерова – «Пустынник» (1888–1889). Лицо монаха-подвижника, сгорбленного старца в лаптях и чёрной рясе, несёт печать углублённости в благочестивое размышление и молитву. Картина с успехом была показана на выставке Товарищества передвижников и ещё до выставки приобретена Павлом Третьяковым для галереи. На деньги, полученные от продажи картины, художник объехал Европу, побывал в Италии, Франции, Германии, Австрии.
Вернувшись в Россию, М.В. Нестеров создал своё самое знаменитое произведение «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890). В основе картины предание о том, как юный отрок, впоследствии ставший патриархом русского монашества и получивший имя Сергий, встретил в лесу святого старца, благословившего его на иноческий подвиг. Судьбоносная встреча происходит на фоне поэтичной природы и
церкви как образа Бога. Преподобному Сергию, которого Нестеров считал самым выдающимся святым Древней Руси, художник посвятил целый цикл картин, запечатлевших различные эпизоды жития великого подвижника. В них воплотился нравственный идеал Нестерова о единстве Бога, человека и сотворённого Богом мира.
Преподобный Сергий был для художника самым ярким выразителем русской идеи. Кульминацией её стало грандиозное полотно «На Руси. Душа народа» (1914–1916). На ней изображены русские люди разных эпох – монахи, несущие потемневший образ Спаса Нерукотворного, патриарх, а также современники художника – Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и В.С. Соловьёв, объединённые общим порывом. Впереди шествия отрок, моделью которого послужил сын художника Алексей, как бы напоминание о евангельских словах Спасителя: «Если… не будете, как дети, не войдёте в Царствие Небесное» (Мф. 18, 3).
М.В. Нестеров расписывал Влаимирский собор в Киеве, дворцовую церковь Александра Невского в Абастумани (Грузия), Марфо-Мариинскую обитель в Москве.
Начиная 1905 года, Нестеров обращается к жанру портрета. Создаёт портреты родных и близких, а также выдающихся людей России. В 1917 году пишет двойной портрет – «Философы».
На нём изображены священник Павел Флоренский и Сергий Булгаков, которые как бы персонифицируют два типа отношения к происходящим в России событиям. В облике Павла Флоренского соединяются интеллектуальное величие, смирение и готовность принести жертву ради благоденствия России.
А Сергий Булгаков смотрит как бы исподлобья, окидывая окружающий мир критическим взором.
События октября 1917 года исполнили душу художника чувством глубокого разочарования. Нестеров писал:
«Вся жизнь, думы, чувства, надежды как бы зачёркнуты, попраны, осквернены. Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. Она подменена в несколько месяцев. От её умного, даровитого, гордого народа осталось что-то фантастическое, варварское и низкое».
Но и в советское время М.В. Нестеров нашёл свою нишу. Он стал писать портреты людей, которые не утратили чувства человеческого достоинства и высоких моральных качеств даже в самых трагических обстоятельствах. Его модели органично вписаны в окружающую обстановку и в то же время всецело погружены в свои внутренние переживания. Таковы портреты художника Виктора Васнецова, скульптора Веры Мухиной, хирурга Сергея Юдина, первого российского Нобелевского лауреата – учёного Ивана Павлова…
И параллельно, втайне, Нестеров продолжал писать картины на столь близкие ему духовные темы. В 1936 году, когда намечалась персональная выставка, посвящённая 50-летию творческой деятельности М.В. Нестерова, художник был вынужден отказаться от неё, так как Сталин запретил представить самые дорогие его сердцу работы, такие как «На Руси. Душа народа».
Он также отказался писать портрет тирана. Художнику дорого обошлось его «непослушание». В 1938 году Нестеров был арестован и на две недели заключён в Бутырскую тюрьму. В этом же году был расстрелян зять художника В.Н. Шретер, а дочь Ольга была отправлена в лагеря, откуда вернулась домой на костылях.
Михаил Васильевич Нестеров скончался в Москве 18 октября 1942 года. Незадолго до смерти в 1941 году художнику пожаловали Сталинскую премию 1-й степени за портрет И.П. Павлова, написанный за шесть лет до этого. Но это нельзя назвать иначе как лицемерием.
Только сейчас, когда сняты пресловутые идеологические запреты, мы можем во всей полноте оценить величие творческого подвига Михаила Нестерова и значение того вклада, который художник внёс в русское и мировое изобразительное искусство.

Владимир Дмитриевич
СОКОЛОВСКИЙ