Священное Писание в деревянной скульптуре

12 декабря исполняется 75 лет скульптору Евгению Сергеевичу Андронову
Евгений Сергеевич Андронов живёт в частном секторе города Новороссийска. Одноэтажные и двухэтажные здания, одни попроще, другие с претензией, вдали пятнистые невысокие горы. Посреди улицы протекает ручей. В сильные дожди он выходит из берегов.

Евгений Сергеевич – коренастый, крепкий с виду человек – пригласил меня в комнату, где на стенах висят продолговатые деревянные плашки с резьбой, похожие на старинные часы с маятником. Он начинает перечислять названия своих работ, и я понимаю, что оказываюсь в мире Православия – «Троица», «Вознесение», «Тайная Вечеря», «Спешите делать добрые дела», «Сила России», «Тихая, глубокая мудрость и ясная, светлая духовность», «Любовь земная и любовь небесная»…
Но как с помощью резьбы по дереву он передаёт сокровенный смысл священных событий и символов? Евгений Сергеевич признаётся, что у него уходит много времени на обдумывание замысла, создание эскизов. Например, «Тайная Вечеря» осуществлялась, по его словам, так:
«У Леонардо да Винчи есть картина, отображающая это событие. Иисус Христос сидит за столом со своими учениками. А мне неинтересны ученики. Главная фигура – Иисус Христос. И я решил воспроизвести события этой ночи только с помощью одной фигуры Господа. В одной руке Он держит чашу с вином, в другой – хлеб. Апостолам Он говорит: “Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается” и “Сие есть тело Мое, которое за вас предается: сие творити в Мое воспоминание”. У Иисуса Христа ниже рук мешочек с тридцатью сребрениками, за которые Иуда предал Его. Ещё ниже умывальница, в которой Он мыл ноги всем своим ученикам, сказав после: “Я умыл ноги вам, и вы должны умывать ноги друг другу”. Наконец, в самом низу три петуха. Когда петух пропел, апостол Петр вспомнил слова Господа: “Прежде нежели пропоет петух, отречешься от меня трижды”.
В работе “Троица” символом веры вырезан трёхлистник клевера. Крест исходит из сердца России и как бы растёт из него. “Мы как приняли веру две тысячи лет назад, – убеждённо утверждает мастер, – так и остаёмся ей преданны!”».
Символ сердца повторяется и в других работах, когда речь идёт о России. Три сердца запечатлены как три центра нашей страны: это Православие, собор Василия Блаженного и мужское и женское начало.
Россия предстаёт ещё и в виде женщины-лебедя. Ниже подпись: «Придёт время, и Россия расправит свои крылья. И это время пришло».
В работе «Любовь земная и любовь небесная» два лебедя образуют сердце. Это древо жизни – союз мужского и женского начал.
С помощью резьбы мастер высказывает свои заветные мысли о будущем страны. В скульптуре «Сила России» он подчёркивает необходимость преемственности поколений. Эта идея передаётся через образ гусляра, который рассказывает детям «предания старины глубокой».
Потребность нравственного совершенствования нашла отражение в работе «Наш дух». Вырезаны иконы Спаса Нерукотворного, Георгия Победоносца и Троицы, также Священное Писание, кадило, перо и свеча.
Своеобразно задумана скульптура «Спешите делать добрые дела». Бог Отец, Бог Иисус Христос, Бог Дух и Богородица ведут по жизни человека, который несёт свой крест. По мнению мастера, нашим людям выполнять свой долг помогают литература и искусство, чувство любви к Родине.
Есть изображения традиционных сюжетов и бытовых сцен русской жизни – «Хозяйка медной горы», «Лучина», «Старик со старухой», «Природа России», «Летописец». И в них мастер стремится воплотить философский смысл. В работе «Летописец» течение времени уподобляется течению воды.
В «Лучине» девушки в избе прядут, а Евгений Сергеевич вводит понятие «живой воды» – православной веры.
Спрашиваю у Евгения Сергеевича, как к нему приходят творческие идеи и как сформировалось его искусство резьбы по дереву. Отвечает, что он крещёный, верующий, читает Библию.
Он уроженец Нижегородской области, его дед – часовых дел мастер – происходил из знаменитого села Богородского. Евгений Сергеевич окончил художественную школу, ещё в детстве баловался резьбой по дереву, но серьёзно занялся этим, став взрослым и семейным человеком. Сначала вырезал безделушки, стремясь при этом в каждом изделии найти свою «изюминку», затем перешёл к фундаментальным работам. И вот какую запись оставила одна из посетительниц о его работах:
«Душу мою переполняет радость (и не только мою) от работ Андронова, в которых видим вязь русских былин и сказаний. Господи, дай этому художнику силу и мощь творческого озарения и долгие годы не оставь его! Спасибо Вам за тепло и радость, которые исходят от Ваших работ, а значит, от Вашей души и рук!»

Анатолий Свиридович
ВАСИЛЕНКО