Что такое красота

31 ОКТЯБРЯ память святого апостола и евангелиста Луки

Апостол Иоанн Богослов говорит о Христе: «Пастырь Добрый». «Добрый», по-гречески «калос», – так же и «прекрасный». Добро и красота неотделимы друг от друга. Блаженный Августин пишет: «О Красота, Красота, древняя и всегда новая, слишком поздно познал я Тебя». В праздник Воздвижения Церковь поёт: «Крест – красота Церкви». Размышления святых отцов в «Добротолюбии» (по-гречески «Филокалия») – о добре и о красоте одновременно. Прежде чем говорить о любви и об истине, надо понять, что красота, в свою очередь, по-настоящему открывается только благодатному познанию и что она неотделима от любви и истины.
Согласно церковному преданию, апостол Лука был художником, иконописцем. Ему принадлежит первое изображение Пресвятой Богородицы. И это весьма символично. Христос в Евангелии от Луки явлен в красоте. Эта красота видна прежде всего в красоте письма апостола Луки. Чтобы лучше войти в те или иные повествования его Евангелия, надо довериться красоте их построений. Повествование о Благовещении, о встрече Божией Матери с праведной Елисаветой, о Рождестве, о Сретении, о паломничестве в Иерусалимский Храм двенадцатилетнего Отрока Иисуса, о Закхее, о Добром Самарянине, о Марфе и Марии, о блудном сыне, о разбойнике благоразумном, об эммаусских путниках, о Вознесении, о Пятидесятнице и многие другие – шедевры, которые затрагивают скрытую в каждом из нас струну красоты.
Не потому ли художники в течение веков пытались постоянно изобразить эти события, как они показаны в Евангелии от Луки? Нам памятны полотна, вдохновлённые его повествованиями, – прежде всего Рождество Христово, изображения Господа среди учителей Закона или Марии Магдалины у ног Христа, или отца блудного сына.
Эта красота писания святого Луки выражается и в том, какое место занимают женщины в его Евангелии – прежде всего Божия Матерь, затем праведная Елисавета, Мария Магдалина, Марфа и Мария, группа жен, сопровождающих Христа и Его учеников. То же самое мы можем обнаружить в книге Деяний, в повествованиях о Тавифе и Лидии. Это может быть связано также с особой чуткостью апостола Луки к страждущим людям.
Но совсем не из-за красоты писания апостола Луки, Христос – Красота. Оттого что Христос для апостола Луки – Красота, он говорит о Христе с такой красотой. Разумеется, не следует искать в его Евангелии написанный им физический портрет Христа. Но, читая это Евангелие, мы начинаем понимать, почему столь великое множество людей побеждаются Христом, тем сокровенным сиянием, исходящим от Него, когда Он обращается к кому-нибудь. Ибо красота Христа, открываемая нам Евангелием от Луки, не соответствует принятым сегодня нормам красоты. Эта красота заключается в Божественной любви, которую она излучает. Оттого что Христос – воплощённая любовь Отчая, Он – воплощение Божественной красоты. Христос Евангелия от Луки – особенно близок к нищим, мытарям и грешникам. Он – человеческое лицо Бога, Который склоняется к меньшим, приходит в гости к мытарям, прощает грехи рыдающей блуднице. Его красота – не холодная, отдаляющая от Него, но горячая, влекущая к Нему. Более всего она проявляется, когда Он – на Кресте. И когда Он говорит: «Отче, прости им!» и «Истинно говорю тебе: сегодня со Мной будешь в раю». И «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой». Вместе с сотником мы можем сказать о Нём: «Истинно человек этот был праведник». Апостол Лука изображает Христа как бы с трёх углов зрения. Христос – Милосердный Самарянин, близкий всем людям. Христос – Тот, Кто является в Слове. Христос – Сын Божий, ищущий привести всех блудных детей к их Отцу.
Наконец, Христос в Евангелии от Луки – сияние Божественной красоты, потому что Он освящён Духом Святым и
находится в постоянном общении с Отцом Небесным. Евангелие от Луки чаще, чем все остальные, показывает нам Господа молящимся и пребывающем в Духе Святом.
Будем читать и перечитывать это Евангелие, приобщаясь красоте Христовой любви и исполняясь благодарности апостолу Луке за его исключительный дар видеть эту красоту и передавать её другим. Миллионы и миллиарды христиан приняли на своих сердцах и лицах печать Христовой красоты и сделались способными сказать о Нём: «Это более чем прекрасно!» Ибо красота Христова превосходит то, что может сказать о Нём один человек, пусть он и иконописец и евангелист Лука, и даже все люди, вместе взятые. Это Евангелие зовёт нас попытаться передать всем ценящим красоту, как несравненна красота Того, в Кого мы уверовали. Говорить о Христе как о Красоте – может быть, именно такое благовестие будет услышано нашим временем, всё более теряющим любовь и истину?

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ