Не нужный юбилей

В 2021 году исполняется 300 лет со дня окончания Великой Северной войны (1700–1721), заключения Ништадтского мира и рождения Российской империи. Тогда, в праздник Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1721 года, в Троицком соборе Санкт-Петербурга от имени Сената, Синода и народа царь Пётр Алексеевич был назван Великим, Императором и Отцом Отечества. Нет сомнения, что столь славную и памятную дату следует достойно отметить на государственном уровне. Однако о праздновании 300-летия Российской империи до сих пор ничего не слышно.


Триста лет, как Россия, увенчанная лаврами Полтавы, Гангута и Гренгама, существует в качестве великой мировой державы… И это никому более не важно? Или весь порох истрачен на пропаганду не столь давних и более «актуальных» побед? У настоящих патриотов так быть не может! Нам дорога отечественная история вся, целиком, а не только её советский период.
Между тем на подходе ещё один юбилей: 9 июня (30 мая ст.ст.) 2022 года благодарные потомки торжественно отметят 350-летие со дня рождения великого сына России – её первого императора. Будем надеяться, что это произойдёт на достойном уровне – с морскими парадами, военно-историческими праздниками, фейерверками, торжественными собраниями и научными конференциями, что петровским торжествам будут посвящены фильмы и научные труды, возникнут новые музеи, пройдут тематические выставки, появятся новые экскурсии по петровским местам в Москве и по всей европейской России, от Азова и Петрова Вала до Государевой дороги и Новодвинской крепости.
Может быть, раздадутся крики: «Пир во время чумы!»? Действительно, зараза, скорее всего, никуда не уйдёт и в нынешнем, и в 2022 году, но что из того. Жить вопреки обстоятельствам, а не гнуться под ними – это и означает жить достойно, как и должно уважающему себя народу.
Призывая готовиться к предстоящим торжествам, хочется обратить внимание общественности на место в Москве, которое естественным образом должно стать постоянно действующим центром, музеем-заповедником. Это – Преображенское.
Петровское Преображенское – дворцовое село в семи верстах от Кремля. Отсюда на рубеже XVII–XVIII вв. управляли страной, здесь принимались важнейшие внешнеполитические решения, руководили созданием Вооружённых сил, проведением великих преобразований.
Здесь располагалась Преображенская солдатская слобода с полковым Спасо-Преображенским храмом, казармами, цейхгаузами, домами петровских сподвижников, в том числе генерального писаря полка и деда великого полководца Ивана Суворова. На Генеральной (Электрозаводской) улице находились Новый Государев (Нагорный) дворец, дома приближённых и знаменитый Преображенский сыскной приказ.
Неподалёку, на Яузе, сохранилось здание Парусной фабрики. Здесь же находились Старо-Преображенский дворец, «потешная» крепость Прешбург и корабельная верфь для строительства малых судов. Память о славном  прошлом отражена в названиях – Преображенская площадь и вал; улицы Суворовская, Бухвостова и Буженинова (сержанта бомбардирской роты), Потешная, Девятая Рота; Барабанный и Палочный переулки; Матросский мост, Матросская Тишина.
Выдающийся русский историк И.Е. Забелин в своей работе «Преображенское или Преображенск – Московская столица достославных преобразований первого императора Петра Великого» (1883) назвал Преображенское «дедушкой самого Петербурга».
О необходимости создания в Преображенском военно-исторического музея и культурного центра давно говорят историки, ветераны армии и флота и жители-преображенцы. Один из авторов этих строк неоднократно поднимал этот вопрос в периодической печати, на местном телевидении, перед руководством управы «Преображенское» и префектуры Восточного административного округа. Москва – место рождения и начала славных дел государя Петра Алексеевича – заслуживает такого музея! Место его на берегах Яузы, в Преображенском. Это будет первый в России Военно-исторический музей петровской армии и флота – новый подарок Москвы Вооружённым силам.
Здесь уже складывается мемориальный комплекс: восстановлен воинский храм Преображения Господня, установлены памятники «Первому российскому солдату» Сергею Бухвостову (2005) и воинам-преображенцам (2015). В ближайшее время московским властям предстоит разместить памятные знаки и доски на других мемориальных объектах петровской эпохи. С созданием нового музея и культурного центра при нём Преображенское кладбище с могилами воинов разных поколений, храм, памятники и знаки, исторические здания составят единый мемориальный комплекс.
Рядом с музеем петровской гвардии должен появиться Преображенский культурный центр, в котором можно было бы разместить Центр патриотического воспитания молодёжи (филиал движения «Юнармия»); Общество ветеранов армии и флота; Военно-историческое объединение реконструкторов петровской военной старины «Россия молодая»; Общество судомоделистов «Петровский фрегат»; Общество любителей военно-исторической миниатюры «Стойкий оловянный солдатик»; Исторический петровский театр «Преображенцы»; Детский военный духовой оркестр «Юный барабанщик»; Студия исторической живописи и т.п.
Преображенский Петровский музей и культурный центр должны стать головными среди множества уже существующих в стране и за её пределами аналогичных музеев в Азове, Архангельске и Астрахани, Воронеже, Липецке, Туле, Петрозаводске, Переславле-Залесском, Выборге, Таганроге, Санкт-Петербурге и Петергофе, Полтаве и Лесной, Таллине и Нарве, Риге и Лиепае, Вологде, Волгограде и Заандаме (Голландия).
Создание этого музея и культурного центра должно объединить в едином созидательном труде разные силы нашего общества, представителей многих профессий и возрастных категорий – от мала до велика. Армия и флот, Министерство обороны, ветераны Вооружённых сил, научная общественность, студенты, военные историки, представители строительных и финансовых организаций Восточного округа столицы, депутаты городской думы и представители правительства Москвы – вот те силы, которые могут быть заинтересованы в этом благородном деле.
В Военно-историческом музее в Преображенском должна быть отражена тема боевого единения братских славянских народов – русского, белорусского и украинского в годы Северной войны и шведского нашествия, в сражениях при деревне Лесной в Белоруссии (1708) и героической обороны Полтавы (1709). Помощь России народам Балкан и Молдавии будет отражена в экспозиции, посвящённой Прутскому походу (1711). В этом походе в защиту Православия Преображенский и Семёновский полки получили новые знамёна с надписями: «За Имя Иисуса Христа и Христианство» и «Сим знаменем победиши!». В этом освободительном походе принял участие и широко почитаемый в Греции святой воин Иоанн Русский, мощи которого находятся в одном из греческих монастырей.
Расскажет экспозиция и о «первом петровском солдате» – Сергее Бухвостове (1659–1728). Это будет, это должно быть! Неужели в «Питербурхе-городке» изменят памяти его основателя? Неужели в Переславле-Залесском – вотчине святого Александра Невского в этом году не вспомнят и о юбилее того, кто строил здесь потешную флотилию, а Москва, полная петровской памятью, при этом промолчит?
Пётр Великий в ходе Северной войны, трёхсотлетие которой мы будем с триумфом отмечать в этом году, создал регулярные Вооружённые силы России, прославил русское имя, поднял страну на уровень сильнейших держав Европы. Царь-реформатор заложил основы нового русского военного искусства, наполнил новым содержанием русские воинские традиции, на которых воспитывались последующие поколения победителей – полководцев и флотоводцев Российской империи, справедливо считавших себя его учениками. Положил Великий император и основу отечественной военно-исторической науке.
Традиции патриотические и героические – наша сила и наше оружие в информационной войне. О них надо помнить, говорить в полный голос и напоминать забывчивым, как это однажды сформулировал А.С. Пушкин: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие». В обращении молодёжи к национальным традициям и культуре, героическим страницам отечественной истории через поисковые отряды, «Бессмертный полк», военно-исторические игры – гарантия её патриотической закалки. Примером тому – детство и юность самого Петра Алексеевича, «нептуновы и марсовы потехи» которого привели к великим результатам. «Детская утеха принесла мужеский триумф», «От малых причин могут быть большие следствия», «Небываемое бывает!» – начертано в назидание потомкам. Да и само понятие «патриот» – «сын Отечества» появилось в России в героическую эпоху Петра.
«Железной волею Петра преображённая Россия» и сегодня покоряет своей мощью и силой, будит воспоминания нашего стремительного и могучего роста, нашей славы и побед. Устремлённый в будущее, первый император видел Россию великой и процветающей.
«Я предчувствую, – говорил Пётр Алексеевич, – что россияне когда-нибудь пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы».
Царь Пётр строил прочно и надолго! После него в течение целого столетия на землю нашей Родины не смела ступить нога иноземного захватчика. Как гимн великому сыну России звучат сказанные при его погребении слова  Феофана Прокоповича: «Какову он Россию свою сделал – такова и будет: сделал добрым любимою – любима и будет; сделал врагам страшною – страшная и будет; сделал на весь мир славную – славной и быть не перестанет».
Что же мешает нам ныне очнуться и ускоренно начать подготовку к славной годовщине? Почему о трёхсотлетии добычи угля в Кузбассе вспомнили, а о трёхсотлетии победы в Северной войне и Российской империи – нет?! К празднованию 300-летия петровского флота стали готовиться за годы, причём в самую разрушительную пору ельцинских «реформ», а теперь, фактически за полгода, – ни слуху ни духу? Российская власть, казалось бы, совсем ещё недавно высоко оценивала исторические заслуги царя-реформатора, учредив орден в его честь. Теперь же, в преддверии трёх юбилеев, связанных с его именем, – глухое молчание.
Может быть, дело как раз в тех «реформах», кои должны были смести с лица России следы «национал-большевизма» в экономике и в мировоззрении, и когда знаменем победивших западников для новой жестокой ломки всего родного, но будто бы отжившего был выбран царь-реформатор, чей лик отобразили на юбилейной флотской медали?
Тогда Отец Отечества (наряду с П.А. Столыпиным и императором Александром Николаевичем) был вознесён пропагандой, и ему, как и другим российским реформаторам, ставились памятники. А теперь уже «не нужен» стал, «повестка» другая? Или всему виной циничный политтехнологический расчёт: это сейчас полезно, а вот это – нет?
Да, теперь время иное, ветер дует с востока. Запад из друга снова, как всегда, превратился во врага, и символом очередного противостояния на текущий год избран святой благоверный князь Александр Невский, спасший нашу веру и с ней саму будущую русскую цивилизацию. Получается, что один герой и его юбилей противопоставляется (из лучших побуждений?) другому герою и юбилею. Славя Александра Невского, разгромившего очередную шведскую вылазку, забудем того, кто начатое святым князем триста лет назад дело довёл до блестящего завершения, навсегда отучив «надменного соседа» соваться в Неву?
Будем славить святого, именем которого называется Александро-Невская Лавра, а державного основателя её унизим «фигурой умолчания»?
А ведь нам не привыкать. Это давно вошло в систему. Когда-то «из политической целесообразности» на фотографиях вымарывали нежелательные лица, потом из энциклопедий выдирали страницы. Мы славим ветеранов, всех участников последней Великой войны, живых и мёртвых, «и маршалов страны…», но за одним странным исключением – их Верховного главнокомандующего! Хотя вообще-то славить за дарованную Победу в первую очередь следовало бы Бога, как это было принято повсюду среди народов со времён Иисуса Навина. По этому вопросу Александр Невский, Александр Суворов, тот же Пётр Великий, да и любой мужик родом из прошлого нам бы, нынешним, «вправил мозги».
Вот она – причина того нравственного падения, когда празднование 800-летия одного из творцов будущей православной империи отменяет празднование 300-летия самой Российской империи, а за ним – и последующее 350-летие самого императора, так почитавшего и прославлявшего своего предшественника на берегах Невы.
Господь поругаем не бывает, а вот разум может отнять. Ну какой «дирижёр общественного энтузиазма» решил, что царь-западник ныне России «не в строку» и, более того, о нём теперь велено помалкивать, убрать за кулисы как ненужную бутафорию?! Хотя, скорее, здесь иное. В прошлом царил тотальный безбожный советский цинизм, а теперь к нему добавился, от уже полной безыдейности, ещё и мертвящий пофигизм, распространяющий в стране апатию и уныние – для очень многих ставшие главными символами нашей эпохи.
Пётр Алексеевич, между прочим, прекрасно знал цену «гнилому Западу». К концу войны «швед суровый» вызывал у него куда большее уважение, чем паскудные союзники с южных берегов Балтики. Так давайте же стряхнём с себя это наваждение. Как говорили во времена Александра Ярославича, «потягнемъ мужьски», чтобы за полгода достойно подготовиться и доказать себе и людям, молодёжи в первую очередь, что имперский дух в народе нашем ещё жив и что у тех, кто по должности обязан в нужный момент проявлять пресловутую «политическую волю», не угасла ещё офицерская доблесть.

Владимир Ильич МАКСИМОВ
Юрий Валентинович СУХАРЕВ