С историей не в ладах

Завершилась широко разрекламированная выставка в Третьяковской галерее – «История России глазами художников. К 800-летию со дня рождения Александра Невского». Весьма удобный повод подвести её итоги.
Благоверный князь Александр Невский – выдающаяся фигура в истории России. Он несколько раз спасал нашу Отчизну от неминуемой гибели: 15 июля 1240 года на реке Неве наголову разгромил шведские полчища; 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера дал решительное сражение немецким рыцарям, известное под названием «Ледовое побоище», – победа была полная. Александру Невскому удалось оградить Русскую землю от нашествия татаро-монгольских орд.
Организаторы выставки поставили перед собой задачу показать важнейшие страницы в истории нашей страны, начиная от Крещения Руси.


Давайте посмотрим, как им удалось с нею справиться. Камертон выставки – героические деяния святого благоверного князя Александра Невского.
Выставку открывают диорама Евгения Емельянова «Ледовое побоище» и триптих Павла Корина «Александр Невский», центральную часть которого занимает величественная фигура благоверного князя в военных доспехах и с грозным, гибельным для любого врага острым мечом. Не оставили меня равнодушным и другие произведения: «Иван Грозный с опричниками» Максима Авилова; «Полтавская битва» неизвестного художника; «Бой на Малаховом кургане в Севастополе в 1855 году» Григория Шукаева; две картины, посвящённые русскому патриоту Ивану Сусанину.
Я шагал из одного просторного зала в другой, знакомясь с экспозицией, и в какой-то момент понял: авторы потеряли правильный ориентир и сбились с пути. Поясню свою мысль на конкретных примерах.
Вот картина того же Павла Корина «Витязь на распутье», где рыцарь пребывает в большом недоумении, какой же путь ему выбрать. Святому благоверному князю Александру Невскому такие состояния были чужды: он знал, что делать в тот или иной момент своей жизни – громить врага!
Одну из стен занимает большое полотно Клавдия Лебедева «Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече». Кто такая Марфа Посадница? Она возглавляла новгородскую оппозицию к московскому государю Ивану III, вела тайные переговоры с князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Литвы. Если учесть, что цель выставки – прославление героических деяний русских людей, то появление такого персонажа, как Марфа Посадница, вызывает вполне резонный протест.
В экспозицию непонятно какими судьбами затесался бунтарь Емельян Пугачёв, выступивший против самодержавной власти. На полотне Василия Перова «Суд Пугачёва» он не просто бунтарь и самозванец, а судья, который выносит приговор ни в чём не повинным людям.
Императору Петру Великому уделено пристальное внимание. Но с лукавым оттенком. Адольф Шарлемань – «Пётр накрывает заговорщиков в доме Цыклера 23 февраля 1697 года».
Ага, значит, во времена этого государя тоже процветало предательство.
Обратимся к другому произведению: Гавриил Горелов – «Сцена из времён Петра I. Похороны на свиньях». Жуткое зрелище! Во-первых, позволим себе усомниться в том, что такие вещи практиковались при названном государе. Это, скорее всего, грубая ложь, посеянная недоброжелателями.
Но даже если бы это и было на самом деле, то зачем тащить такую картину на патриотическую выставку?
Очередной зал поверг меня в длительный шок. Речь пойдёт о картине Валерия Якоби «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны». Пояснительный текст к ней гласит: «Якоби изобразил сцену, характеризующую придворную жизнь при императрице Анне Иоанновне. При внешней роскоши русского двора того времени в нём царила грубость нравов и сохранялись почти средневековые увеселения с участием карликов и шутов, в роли которых нередко выступали родовитые вельможи, в том числе пребывавшие в опале.
В спальне императрицы в Зимнем дворце перед больной Анной и её всесильным фаворитом, бывшим конюхом, а затем герцогом Эрнестом Иоганном Бироном, изображают детскую забаву представители древних дворянских родов – князья М.А. Голицын, Н.Ф. Волконский и граф А.М. Апраксин. Их передразнивают царские шуты Педрилло и Лакост. <...> Художник искусно пишет интерьер, блистающий роскошным убранством в стиле рококо, передаёт переливы шёлковых и бархатных тканей, из которых сшиты костюмы дам и кавалеров, подчёркивая их кукольный облик».
Включив эту картину в экспозицию, авторы выставки решили, наверное, что обеспечили ей несомненный успех.
Если поставить слово «успех» в кавычки, то так оно и есть.
Негативную сторону войны показывают полотна художника-баталиста Василия Верещагина («После атаки. Перевязочный пункт под Плевной»; «Перед атакой»). Авторы выставки словно забыли, что цель её совсем другая – воздавать хвалу русскому оружию и в первую очередь русским полководцам.
Но зачем воздавать хвалу русским полководцам? Не лучше ли обратить внимание на... Наполеона Бонапарта.
Он ведь тоже «прославленный герой», решивший покорить русскую землю, а русских людей превратить в рабов. Большого размера картина, показывающая незадачливого вояку в тот момент, когда он оставил Москву и получил дурные вести из Франции.
А вот гениальному полководцу, спасителю России Михаилу Илларионовичу Кутузову, который остудил пыл Наполеона и изгнал его из пределов нашего Отечества, отведено очень скромное место – небольшая картина А. Кившенко «Военный совет в Филях». Я своими глазами видел: мимо Наполеона посетители проходили, не задерживаясь, а около Кутузова останавливались, и надолго. «А где же знаменитая Куликовская битва?» – задался я вопросом, закончив осмотр выставки. Ведь князь Дмитрий Донской и преподобный Сергий Радонежский – не просто исторические личности, они – спасители России. Их знает вся Россия, всякий русский человек, начиная от школьников и студентов и кончая маститыми академиками.
Не поленился и вновь обошёл все залы. Однако ни одной картины, посвящённой Куликовской битве, так и не обнаружил. И где благоверный князь Дмитрий Донской, который возглавил русское воинство и, разгромив супостатов, освободил Русь от татарского ига? Преподобный Сергий Радонежский, благословивший отважного князя на решительное сражение и давший ему в помощь двух воинов-схимников – Александра Пересвета и Андрея Ослябю?
 Зато вот картина Ильи Репина «Бельгийский король Альберт в момент взрыва плотины в 1914 году». Что же произошло в 1914 году? Когда немецкие войска вторглись в Бельгию, то Альберт, спасая свою немногочисленную армию, взорвал речную плотину и тем самым преградил путь непрошеным гостям. По мысли устроителей выставки, этого вполне достаточно, чтобы причислить бельгийского короля к числу известных героев России.
 Выставка обрывается на полуслове где-то в конце Первой мировой войны. Авторы проекта, вероятно, считают, что на этом история России заканчивается?..
 «Кто любит Россию, тот знает её историю, – подумал я, покидая выставочные залы. – А кто не любит Россию, тот не только не знает её историю, но и всячески её искажает».

Николай Петрович КОКУХИН
Фото автора