Любовь – совокупность совершенства

Любовь – это чувство или нечто большее? Почему Христос заповедовал: «Любите врагов ваших»? Почему любовь – это добродетель? Каким новым смыслом любовь наполняет жизнь человека?

Всем сердцем твоим…
Такими словами начинается «наибольшая заповедь», данная Иисусом Христом людям, – заповедь любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37).
Зачем Христос пришёл в мир людей? Чтобы человек смог стать богом. Значит, все заповеди Господни являются принципами устройства Личности Самого Бога. И любовь – это наивысший из них. Понимание добродетели любви лучше всего раскрывает Сам Бог в собственных словах и проявлениях.
Чтобы лучше показать человеку, что же такое любовь, Господь спускается с Небес и умирает ради людей. Бог Отец мог послать легионы ангелов, чтобы спасти Иисуса от позорной казни… но не послал. Христос и не просил. Смерть, жестокая, позорная, добровольная – это и есть акт любви, шаг, который открыл глаза человечества на внутреннее понимание главной христианской добродетели. Пожертвовать самым дорогим – жизнью – и есть любовь.

Любовь-добродетель
Эта благородная добродетель отпечаталась и в гимне любви апостола Павла:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4–7).
В этих словах отпечаталась максима духовной свободы человека, который способен любить. Отдача всего доброго, без требования чего-либо взамен. Человеку, к сожалению, довольно сложно на словах понять и принять ценность любви. Скорее всего, он будет подразумевать под любовью высокое чувство. Но добродетель – это целый комплекс, из которого складывается личность. Личность Бога – полнота любви.
Душа без Бога, израненная горьким опытом жизни, будет убеждать человека «не делать добра, чтобы не получить зла». Но подобная парадигма ущербна, потому что, живя ради удовлетворения собственного эгоизма, люди сами лишают себя… счастья. Ведь любовь, сколько бы мы о ней ни говорили, субстанция практическая. Жизнь человека, вставшего на путь Бога, становится насыщеннее, полнее, светлее и ярче. Разный взгляд на мир – гордеца и исполненного любовью – качественно отличается даже при отсутствии бурных внешних событий.
Вторая заповедь, которую даёт Господь, касается наших «ближних», которых Христос призывает возлюбить как самих себя. Ближний – это любой другой человек, не обязательно близкий или родственник. Даже наш недоброжелатель и враг.

Любите врагов ваших
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 44–45).
По слову Господа, солнце светит всем людям, добрым или злым. Бог показывает, что Он одинаково относится к каждому человеку. Доброе отношение лишь к своим близким и друзьям не даёт возможности постичь совершенной любви. И если Бог равно любит всех людей, то и нам, стремящимся стать подобным Ему, следует делать то же самое.
Сделать это сложно, а иногда и почти невозможно. Мы не можем себе позволить переступить «общепринятую» норму вражды, когда любой поступок человека, воспринимаемый нами как обида или оскорбление, не может быть прощён без определённого наказания в виде извинения или ответных действий. Мир не воспитывает привычки (безумной для него!) отвечать на зло добром.
Но любовь и не стяжается в течение 5 минут после прочитанных о ней строк. На это уходит вся жизнь, которая ставит нас в миллионы ситуаций, где всегда есть выбор: проявить любовь или гордыню. Прежде чем улыбнуться нахамившей продавщице или решиться прервать многолетнюю вражду, человек получит огромное количество уроков, которые заставят душу издавать глубокие, тяжёлые и одновременно облегчённые вздохи прозрения.
Любовь – одно из имён Бога. Бога, в которого мы верим.

Мы чтим любовь
Если убрать из жизни человека Бога – существование людское теряет всякий смысл. Пустота внутри заполняется мнимыми удовольствиями, только усугубляющими боль сердца. Главное – человек лишается высокого смысла существования. Самая интересная, полная, насыщенная мирская жизнь без Бога во главе угла – фатальный промах мимо вечности.
Сама повседневность просто не оставляет в лавине скорбей и печалей иного основания для человека, как искать чего-то настоящего. Христианин понимает, что жизнь теряет всякий смысл, если мир с его каждодневной болью трагических событий отдельных личностей и целых народов не будет иметь ориентиров и устремлений к высшим идеалам. Что может утешить, успокоить, подарить счастье, как не осознание возможности наступления Царства Вечной Любви в сердце человеческом?
Григорий Богослов писал, как отвечать на вопрос, во что христиане верят и чему поклоняются: «Мы чтим любовь». Любовь – это цель. Всё, что мимо любви, – мимо цели. И Бога.

Владимир Вячеславович БАСЕНКОВ