Будни монастырей и возможности воинской службы

Весну 2021 года решил посвятить поездкам по монастырям, благо их на Северо-Западе несколько, выбор пал на Коневский Рождество-Богородичный, Свято-Преображенский Валаамский и Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужские монастыри. Меня интересовало, что сегодня происходит в монастырских обителях, какова жизнь монахов и паломников (не всякого туриста именуют паломником), и в особенности – как направить для службы в Вооружённых силах вблизи обители своих детей. Разумеется, воинские части рядом с действующими монастырями – редкость. Тем не менее такая возможность имеется.

Свято-Преображенский Валаамский
Благочинные Валаамской обители, раскинувшейся со всеми отдалёнными скитами на Валаамском архипелаге, могут способствовать несению воинской службы на островах, поскольку здесь расположена действующая часть ПВО. Имеется соглашение между Московским Патриархатом и Министерством обороны России (от 1995 года) о наборе на службу достойных юношей православного вероисповедания, прошедших предварительные дополнительные испытания трудниками. Комплектованием занимается офис гостиничной службы обители.
На практике происходит так. За полгода до ожидаемого призыва (легко уточнить в военкомате по месту регистрации), не снимаясь с призывного учёта, кандидат на службу лично приезжает в монастырь с комплектом документов (тот же набор, что и для предоставления комиссии военкомата) и несёт послушание в монастыре в качестве трудника в течение 6 месяцев. При положительном решении, принятом по результатам испытательного срока, трудник – кандидат на службу получает через гостиничную службу обители временную регистрацию на о. Валаам, встаёт на учёт в Сортавальском военкомате (снимаясь с учёта по месту прошлой регистрации). До официального призыва юноши живут в обители по монастырскому уставу. При грубых нарушениях устава обитель может отказать призывнику, отчислив его из монастыря. В таком случае путь бывшего трудника к воинской службе далее не отличается от «классического» призыва в Вооружённые силы.
В монастыре с призывниками проводятся спортивно-патриотические занятия. Основными задачами в этой части является воспитание призывников в православной вере, развитие волевых качеств и подготовка к службе. Занятия проводятся по общей физической подготовке, спортивному воспитанию (нужно иметь спортивную форму, соответствующую сезону), строевой подготовке, основам самообороны. Дополнительная подготовка включает историко-патриотические занятия и катехизацию, а также регулярные беседы со священником.
На мой взгляд, человека и гражданина, прошедшего воинскую службу вдали от монастыря, но получившего боевой опыт в Чечне, «усиленная» в части православной веры подготовка помогает духовно окрепнуть. Другое дело, насколько мне известно, желающих нести дополнительное бремя нагрузки не много, как и вакантных мест в воинской части, освобождаемых по очередной демобилизации. Тем не менее «ищущий да обрящет». Главное, что имеется возможность укрепить и дух, и тело в монашествующей обители. И это хорошо.
В «малых» монастырях, к примеру, на о. Коневец, такой возможности пока нет. Когда военные в 1991 были выведены с Коневца, сюда пришли монахи числом малым и обнаружили картину полного запустения.


В монастыре Арсения Коневского
Более 600 лет сияет славой обитель во имя Рождества Пресвятой Богородицы, основанная преподобным Арсением Коневским. Многие гости приурочивают посещение монастыря к основным праздникам – памяти преподобного Арсения Коневского 25 июня и Коневской иконы Божией Матери 23 июля. Иногда в эти дни случаются архипастырские визиты. А в 1939 году отсюда был «выбит» финский гарнизон, ушли и монахи, образовав в Финляндии Ново-Коневский монастырь (ныне несуществующий, объединившийся с Ново-Валаамским). На острове ненадолго поселились советские военные, затем с началом ВОВ ушли и они, вернувшись в 1944 году, и сделали из главного храма обители склад для торпед. Под пол, в храме, где под тяжёлым камнем (под спудом) уходящими монахами упрятаны мощи основателя монастыря, советские военные складывали мусор.
С уходом в 1991 году с острова морской воинской части выведено из строя оборудование, в том числе электрогенераторы. Сегодня на острове, где численность братии достигла 19 человек, электричество есть уже пару лет – в рамках реконструкции Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря и развития туристско-рекреационного комплекса северного Приладожья. Но так было не всегда: ещё в 2018 году, когда отмечалось 625-летие обители, свет давали по два часа в день. И лишь в скиту – в глубине острова, где несут послушание ещё два монаха, имелся небольшой ветрогенератор. Так служили и славили Бога монашествующие не один год: семь иноков после долгого перерыва и запустения острова прибыли восстанавливать обитель 28 мая 1991 года.

Как принимают на Валааме
Однако вернёмся к допризывникам-трудникам и скажем, что на Валааме их кормят три раза в день в трапезной братии. Вообще же к трудникам всех возрастов применяется особый устав. Братия не отказывалась от услуг трудников, их считали помощниками в разных сферах хозяйства, а те, в свою очередь, весьма дорожили доверием, стремились его оправдать, ибо прибывали в обители по желанию благому и непринуждённому. К добровольным помощникам предъявлялись уставные требования к послушанию. Трудником может стать любой человек, и в работе на благо монастыря вам не откажут, обеспечив едой, имеющимся инструментом, а в некоторых случаях одеждой. Но если вы провинитесь, неотвратимо последует наказание. Потребуются усилия, чтобы восстановить добрую репутацию, то есть новый испытательный срок.
Поскольку условия размещения трудников (на примере Валаамского и Коневского мужских монастырей) различаются, наиболее «удобные» места для проживания предоставляются трудникам с хорошей репутацией и тем, кто добровольно прибывает помогать на срок более двух недель. Трудник, лишившийся по каким-либо причинам доверия игумена, исключается из обители. Священноархимандрит, куратор Коневской обители – епископ Выборгский и Приозерский Игнатий (Пунин). Наместник Коневского Рождество-Богородичного монастыря – архимандрит Александр (Арва).
Приезд трудника нужно согласовать с благочинными. Реалии времени таковы, что не снились трудникам прошлого века: по приезду требуется предоставить флюорографию и справки об отсутствии заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции, иметь деньги на дорогу в оба конца, а также рабочую одежду. Быть готовым к беседе сначала в офисе гостиничной службы, а затем с настоятелем монастыря и, конечно же, готовым добровольно понести тяготы и лишения, связанные с «не комфортабельностью» бытовых условий. Быть готовым к смирению, соблюдать устав. Это почти всё, что нужно для справления послушания. По-особому хорошо относятся к казакам-трудникам как к носителям и популяризаторам Православия. Возможности для познания Бога и уединения от мирской суеты, той, что поражает все сферы жизни в больших городах, предоставлены в обилии.

Питание в трапезной братии
Паломники читают молитвы в монастырях не только во время служб, но и во всех приличествующих случаях в соответствии с канонами Русской Православной Церкви. Одной из таких традиций стал я свидетелем в трапезной монастыря. Здесь в просторном помещении установлены три длинных стола-лавки – каждый на 60 человек. По скромным подсчётам, в начале июня тут обедает несколько десятков групп каждый день, сменяя друг друга. Из такого эмпирического наблюдения уместно судить и о примерном количестве паломников.
 Ежели вы не паломник и прибыли в монастырь как турист, в том числе и без экскурсии, вас тоже не оставят. Только следует проявить инициативу: зайти в офис гостевой службы во внутреннем каре монастыря и объявить причину своего визита. За плату (её называют пожертвованием) в 350-400 рублей с выпиской акта-квитанции вас накормят в трапезной. Мне особо запомнился особый, неповторимый вкус монастырского хлеба.

Новые старые традиции, полезные в быту
Интересной может показаться традиция жжения специальных кадильных свечей – «монашенок», почти повсеместно восстановленная в России с началом XXI века. Традиция каждения «монашенками» берет начало с давних времён. Об этом свидетельствуют литературно-документальные источники. Словарь церковнославянского и русского языка, составленный и опубликованный вторым отделением Императорской академии наук в Санкт-Петербурге в 1847 году, гласит, что «монашенка – курительная свечка, приготовленная из угольного порошка со стираксом».
Так и сейчас – это суть курительная свечка из угольного порошка с душистыми смолами. В доме «курили монашками» для духа: бывало – сочельник, а всё поросёнком пахнет, – говорили в старину. В Европе лучшим для воскурения считался липовый уголь. На его основе с добавлением ладана и ароматических смол делались курительные свечки, позже известные в России под именем «монашенок». Как альтернативный открытому огню вариант для воскурения ладана используют электрическую лампу накаливания. А именно: на её стеклянную колбу кладут колечко и в него уже помещают кусочек ладана, это делается для того, чтобы растопленная смола не попала в патрон. Для сих целей потребуется лампа мощностью 60 Ватт. Если меньше, то тепла недостаточно; если больше, то ладан даёт горьковатый дым. «Курительные монашки, пахнущие ладаном, лавандовая французская вода, восточная амбра – всё это, любимое императрицей Елизаветой Петровной, придававшее её великолепному и величественному образу восточный аромат арабских сказок…» (Пётр Николаевич Краснов, «Екатерина Великая»).
Сегодня курительные «ладанные» свечи можно приобрести в свободном доступе, и не только в монастырях. Я же рекомендую их с охотою в быту своей семьи. Практика применения «монашенок» в течение нескольких месяцев говорит о том, что такая «терапия» успокаивает нервы и создаёт благостное впечатление без применения таблеток и прочей химии. Разумеется, молитва не станет лишней.
На Валаамском архипелаге – вокруг монастыря и расположенных в отдалении скитов ведётся жизнь граждан вполне бытовая, то бишь прозаическая: работает почтовое отделение связи, опорный пункт полиции, амбулатория Сортавальской областной больницы и др. учреждения, есть своя служба такси, возделываются огороды, в незначительном количестве имеются дачные постройки и – вокруг них – красивейшие сады. В отличие от о. Коневец здесь «не одним монастырём живы». А монастырю принадлежит парк автомобильной и сельскохозяйственной техники, в том числе автобусы, малый баркас и несколько джипов, на одном из которых красуется надпись: «Валаамской ферме от друзей». В летний период передвигаются по архипелагу на велосипедах. Зимой, когда Ладога скована льдом и острова отрезаны от материковой части, для сообщения с Большой землёй применяются специальные катера на воздушной подушке.

Сельскохозяйственная деятельность и не только
Монастырская ферма находится к западу от монастыря, на расстоянии сухим путём в шести верстах, а водным – в двух верстах. Выстроена она игуменом Ионафаном с братией в 1881 году – таковы строки из «Описания Валаамского монастыря и скитов его» (СПб, 1903). Тогда ферма сполна обеспечивала братию молоком, творогом и сметаной, а монастырское стадо состояло из 70 коров. Сегодня их меньше. Агрономская служба монастыря знаменита далеко за пределами обители, благодаря необыкновенным яблоневым садам, выросшим на изначально совершенно неприспособленной почве. Благодаря трудам братии сады и теперь радуют глаз, а монастырь не испытывает недостатка в яблоках.
По благословению Преосвященнейшего Игнатия на территории обители продолжают работу детские лагеря, церковные и светские, а также палаточные молодёжные городки учебных заведений Санкт-Петербурга.

Общее впечатление и различия
Говоря без пристрастия, жизнь в Коневском и Валаамском монастырях для опытного глаза разнится. Видно, что в большой обители, такой как на архипелаге Валаам, где монастырь хоть и главенствует, но соседствует с жизнью вполне мирской, из неё же и привносится некий коммерческий оттенок. Многое направлено на добывание средств к существованию – за счёт паломников и туристов. Наверное, в наше время потребительской идеологии это и оправдано: должна же братия на что-то жить, хоть и запросы её невелики, но всё же их не отменить совсем. И продукты никто не доставляет на острова даром. С другой стороны, отправляясь в обители, я ожидал увидеть в них что-то аскетическое, отстранённое от мирских забот. Лишь в мужском монастыре на о. Коневец с относительно малой братией получил подобие ожидаемому впечатлению.
Помощь и пожертвования братии могут принимать любой вид, и традиция складывается годами. Бывало (как на Коневце), что меценатов даже хоронили на специальном кладбище (не монашеском). Сегодня здесь более десятка таких могил.
На Валааме субъективно кое-что напомнило «коммерческий проект» – от цен в церковной лавке и до отношения к людям. Видимо, большое количество паломников (начался сезон, и они – кроме трудников – едут в обители сотнями, остаются на несколько дней) зависит от возможности использовать ситуацию на благо обители. Кто будет разбираться, а тем более судить? На кладбище монашествующих (на Валааме) увидел могилы схимонахов с красноречивыми надписями: «Во славу Христу отказался от врачевания» или «Предсказал свою кончину за год, кой провёл в посте». Таким образом, бытие схимников ранее и сейчас, по большей мере, наверное, безупречно (не мне судить), но сопутствующим «службам быта и обеспечения» не просто отказаться от возможностей. А может быть, всё проще – в том и состоит их профессиональная задача по обеспечению обители. Ведь вне «сезона» притока туристов почти нет, а служить братии надо и тогда тоже.
При посещении монастырей ничего специально у вас не просят, а значит, жертвовать или нет – остаётся выбором добровольного гостя. Казаку ли, православному мирянину или просто русскому человеку желательно отправляться время от времени в такие поездки: набраться благости и попросить у Бога смирения, а то и снисхождения. Это во все времена актуально.

Андрей Петрович КАШКАРОВ