Встречи в пути

Архив: 

Ура! Наконец выехал в экспедицию по северному, то есть русскому Казахстану.
В рамках моего давнего проекта – поездки из России в СССР. Моя цель – проехать все наши бывшие республики и хотя бы виртуально вернуть их в одну семью. Пишу о них очерки, снимаю фильмы для ютуб-канала, веду блоги в соцсетях. Половину республик уже проехал. Впрочем, опыт моих поездок показывает, что объединение и так идёт, народ везде хочет быть вместе, – время работает на нас.

Странникам надо помогать

На казахской территории заехал в село Жалаир в фермерское хозяйство братьев Айтхужиновых. Поехал к ним просто воды набрать, но пока они меня не накормили, не расспросили обо всём – не отпустили.
Трудятся они все вместе, у них тут своеобразная община. Летом к ним ещё все родственники приезжают помогать. Кумовство в Казахстане очень развито, и ничего плохого в том нет. В России, например, одна из главных проблем, что нет единства среди русских.
Во дворе фермы у них стоит памятник одному из героев Великой Отечественной войны – генералу И. Панфилову, дивизия которого, сформированная из казахов и русских, участвовала в обороне Москвы. Раньше этот памятник стоял в центре села, но в 90-е на волне всеобщего национализма его снесли. Братья-фермеры установили памятник у себя. «Как это так? – сказали они. – Наши деды совместно кровь проливали, как можно к памяти так относиться?»
А я еду дальше. Заехал в следующее, на сей раз русское село Успенка – молочка купить. Продавщица в магазине показала дом, где торгуют. Постучал, вышла хозяйка, женщина лет тридцати пяти, двое детей у неё из-за спины выглядывали... В итоге она с меня даже денег не взяла. Жители сёл и деревень ещё помнят, что путникам и странникам надо помогать. Не случайно за путешествующих молятся во всех православных храмах всего мира. В других храмах, может, тоже молятся, но христианство, по сути, осталось только в православных странах, потому об остальных можно уже не вспоминать.
Хозяйка сказала, что село их хоть и русское, но казахов в последнее время много переселять стали, а русские, наоборот, уезжают. Они тоже собираются в Россию.
В Казахстан в последние годы переселяют так называемых оралманов, то есть казахов, которые жили в Монголии или Китае. Им здесь сразу дают хорошие подъёмные, и они заселяют земли бывшего русского, то есть северного Казахстана.
Когда проезжал мимо школы, обратил внимание на странную надпись на ней. Сказали, что это «Добро пожаловать» по-казахски, но латинскими буквами. То есть у них уже официально отменили русский алфавит. Это странно, ведь Россия, собственно, и создала в Казахстане государственность, а не Англия или Америка. С Россией у многих казахов кровные связи были, есть и будут, а не с англосаксами, у казахов даже фамилии имеют русские окончания. Но их власти пошли по пути Грузии и Украины, а это значит, что ничего хорошего в Казахстане не будет, надо, чтоб народ одумался.
Песчаное – форпост России После Павлодара поехал в село Песчаное. Здесь мне советовали встретиться с отцом Олегом Мироновым, очень деятельным батюшкой.
Сам дом отца Олега представляет собой настоящую общину, где под одной крышей живёт несколько семей. Он, двое его взрослых детей со своими детьми. Чтоб всем хватило места, они объединили две квартиры и пристроили второй этаж. Так квартирный вопрос они решили без ипотек и кредитов. Помимо этого, с ними живёт дедушка, который построил две церкви в соседних сёлах, не бросать же его.
Есть разные типы священников, отец Олег – деятельный священник, он всё делает сам. Иначе в Казахстане сегодня не выживешь. Здесь Православие хоть и вторая религия, но она же и последняя. Им никто не помогает, но открыто и не преследуют. Потому священники и бегут из Казахстана в Россию, что здесь надо много работать.
Автомобиль у батюшки – разбомблённая «Волга», наверное, тридцати летней давности, ревёт, как «Запорожец». Знаменит этот автомобиль тем, что на нём ездил сам архимандрит Иосиф (Еременко), теперь второй человек в Томской епархии. Не так давно и он уехал из Казахстана. Вообще, наша Томская епархия уже на треть состоит из бывших казахских батюшек. Видимо, не от хорошей жизни они бегут. Явление это не очень радостное, потому что, когда не останется в Казахстане священников, не будет там и русских.
Признаюсь, лично мне было непонятно, почему русские уезжают из Казахстана. В Песчаном – дома все крепкие. Кого ни посещал, у всех по пять-шесть комнат, и дом полная чаша, всё в нём есть. Мне показалось, что в Казахстане даже лучше простому народу живётся – в том смысле, что слуги народа больше о них заботятся, чем в России.
В Песчаном я познакомился с глубоко верующей библиотекаршей Ириной Леонидовной. Подчёркиваю её веру, потому что в наше время настоящая вера встречается крайне редко. Она рассказала свою печальную историю. Её взрослый сын заболел онкологией. Она поехала к нему в больницу в Россию, хотя врачи предупредили, что он может её не дождаться. Приехала, он был ещё жив. Сын сказал, что хочет жить. Она позвала батюшку, чтоб исповедовал его и причастил. Сын искренне покаялся, и случилось чудо – началось выздоровление. Он ещё год после этого прожил. Но вернулся к своим старым привычкам и грехам, начал опять пить, курить, вернулся к прежней жизни – и болезнь его победила.

Казаки из Ямышево

Приехал в село Ямышево, здесь живёт казачий атаман, работающий над возрождением в Казахстане казачества. Сам атаман, Сергей Иванович Городничев, немолодой уже мужчина, один из немногих потомственных казаков, чьи предки живут здесь уже триста лет. Казаки когда-то защитили эту землю от тех, кого мы теперь именуем китайцами, именно русские казаки защитили. Теперь казаки стали не нужны ни России, ни Казахстану.
Атаман прекрасно понимает, что казачество – это прежде всего православное воинство, потому рядом со своим домом он строит часовню или даже церковь. Строит в основном своими силами. Раньше он работал преподавателем в техникуме, после перестройки открыл небольшой магазинчик, теперь его продал и, чтоб что-то сделать для села, деньги вложил в строительство часовни.
В Казахстан я ехал для того, чтоб изучить и местное казачество. В России с казаками очень туго. Их уничтожили как класс, и возрождать пока не собираются. Я надеялся, что тут будет получше, но в Казахстане им тоже позволяют заниматься только фольклором, то есть петь песни и плясать. Казаков боятся. Казаки есть представители другого менталитета, не либерального, не капиталистического, не постсоветского, потому они не нужны сегодняшнему времени. Казаки очень свободолюбивы, ведь именно они и создали Россию таких огромных размеров. Сибирь и Дальний Восток преподнесли русскому царю именно казаки.
В деревне Безводная случилась непредвиденная встреча.  Здесь тоже фермерское хозяйство, которое основали три брата. В 90-е они сплотились после смерти родителей и 25 лет вместе фермерствуют.
Хозяйство у них большое, примерно 300 коров и 500 коней. Поговорил с одним из братьев о политике, причём я ругал свою власть, он – свою. Я так думаю, что ничего плохого в его власти нет, если она ему позволила так разбогатеть. В России с этим намного сложнее. Русские фермеры не бедные, но и не сверхбогатые. Больше пятидесяти коров не было ни у кого из мною встреченных.
Фермер высказал свою формулу, которую нелишне помнить всем фермерам как Казахстана, так и России, где фермерам всё ещё стать сложно: будешь трудиться, не лениться, вставать каждый день с петухами – и всё у тебя в жизни будет, всё у тебя получится.

Андрей Владимирович
СОТНИКОВ
Томск – Казахстан