Тайна брака в Кане Галилейской

Архив: 

Каждое Евангелие по-особому говорит о Божией Матери. У апостола Иоанна Богослова – своё особенное, единственное раскрытие этой тайны. Среди Пасхи Господней  мы слышим: «В начале было Слово». И далее о том, что связано с Божией Материю: «Слово стало Плотию». Точно так же звучит Первое соборное послание апостола Иоанна Богослова: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1–2).

Евангелие от Иоанна, его Послания и Апокалипсис изображают Божию Матерь несколько иначе, чем остальные Евангелия. Апостол Иоанн Богослов углубляет их видением духовного значения материнства Пречистой Девы. Он показывает Её одухотворяющий образ, превосходящий простую человеческую личность. Божия Матерь символизирует и представляет человечество обетования: будучи наследницей обетования Ветхого Завета, в Апокалипсисе она обретает лик Церкви. Таков образ «Жены, облеченной в солнце», по толкованию многих святых отцов.

Исключительное значение имеет описание брака в Кане Галилейской. Христос, Его Матерь и ученики приглашены на брак, и вот недостаёт вина (Ин. 2, 1–11). То, что произошло в Кане Галилейской, трудно понять, если исходить из простого реального события. Апостол Иоанн Богослов хочет, чтобы мы поняли тайну Личности Христа и Его служения людям.
Святые отцы видят в этом событии три поучения. Христос Своим присутствием на человеческих браках благословляет и освящает их. В этом – первое значение брака в Кане Галилейской. Во-вторых, здесь даётся знамение Завета (союза) между Богом и Его народом, и каждым человеком. Об этом говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам, которое читается во время совершения Таинства брака: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви»
(Еф.  5,  24–32). Этот Завет будет явлен в полноте в Крестных Страстях Христовых. Час Христа в замысле Божием – час явления Его славы.
Святые отцы говорят, что претворение воды в вино символизирует исполнение Ветхого Завета в Новом, который остаётся тем же самым, но с новым естеством. Ветхий Завет – это вода, а Новый – вино. Евангелие от Иоанна возвращается к этой теме в беседе Спасителя о хлебе жизни, где Слово имеет продолжение в хлебе жизни – Евхаристии.
Что сказано о Божией Матери в этом Евангелии? Отметим прежде всего, что Она присутствует в Кане Галилейской, завершающей первую неделю служения Господа. Как Она будет присутствовать у подножия Креста. Это значит, что Она присутствует в начале и в конце явления славы Божией во Христе Иисусе, живущем на земле. Смиренное и знакомое нам присутствие в следовании Её за Божественным Сыном, где Она – «свидетель, который всё видел» в служении Христа.
В Евангелии, где в событиях, связанных с Рождеством Христовым и покрытых молчанием, Пречистая Дева служит Восприемницей при родах – в час, когда рождается на земле Бог: разве не Она подвигнет Христа явить Своё Божество, ибо «вина не имут»? Божия Матерь проявляет внимание к человеческим нуждам, не прося при этом о чуде.
Ответ Спасителя может показаться суровым: «Что Мне и Тебе, Жено?» Кажется, Господь обозначил дистанцию со Своей Материю. Впечатление, что в момент начала Своего спасительного служения Господь говорит Своей Матери, что Она не должна в этом участвовать.
В момент совершения этого Божественного дела Господь как бы говорит Своей Матери: «Я имею власть совершить это чудо не от Тебя – не Ты родила Мое Божество, но Ты будешь связана со Мной, когда немощное Моё естество, которое Ты Мне дала, будет пригвождено ко Кресту. Я буду признателен Тебе, и Ты приобщишься в полноте Моей Жертве» (блаж. Августин).
Божия Матерь – образ прежде всего материнства всего человечества – новая Ева, представляет всё человечество, подвигает Своего Бога к сокрытому часу: явиться во всей Своей славе этим знамением. Но если древняя Ева в конце действовала против человечества, Новая Ева действует во благо человечества.
В Евангелии от Иоанна будет сказано о часе женщины в момент родов (Ин.  16,  21), а в Апокалипсисе – о «Жене, облеченной в солнце» (Откр.  12). Для евангелиста апостола Иоанна Богослова Божия Матерь – Та, Кто представляет человечество на таинственном браке Агнца. Так чудо Каны Галилейской означает совершенно иное, чем чудо для увеселения вином. Божия Матерь раскрывает всю его глубину Своим советом: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2, 5). Далее в Евангелии от Иоанна подчёркнуто всемирное значение Божией Матери. От Новой Евы – к образу верующей Церкви: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 20–22). Церковь – Тело Христово, таинственно возрастающее в веках. Пречистая Дева Мария из Назарета – её Мать. Она – Матерь Церкви. Церковь видит также Божию Матерь через Христа, как Она видит Христа через неё. Пречистая Дева совершает путь веры и хранит верно единство со Своим Божественным Сыном до Креста.
Ученики Христовы, которым предстоит пройти через Его смерть и воскресение, сравниваются с женщиной накануне родов. Святые отцы уподобляют Божию Матерь этой женщине, которая плачет у Креста, видя, как умирает Её Сын, чтобы родиться в вечной жизни. Божия Матерь представляет здесь верующих – начало Церкви.
И далее – у Креста Христова: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19, 26–27). Отныне Божия Матерь, лишённая Сыновней заботы, найдёт в семье ученика, «которого любил Иисус», мир и безопасность.
Уточнением, что «с этого времени ученик сей взял Её к себе», Евангелие говорит больше, чем о простом взятии. «К себе» может означать «в свой дом», но также – в своё сокровенное общение, в своё сердце. Божия Матерь отныне становится частью сокровенной жизни возлюбленного ученика. Теперь Она, и это будет навсегда, Матерь Господа, становится у Креста Матерью учеников, которых рождает Крест.
Таким образом в Евангелии среди Пасхи можно увидеть и упоминание о Божией Матери: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1; 14, 16). Это «мы» отсылает нас к церковной общине апостола Иоанна Богослова, к которой принадлежит и Божия Матерь. Слово «благодать» может относиться к Благовещению. Точно такой же смысл в начале Первого соборного послания Иоанна, где в «мы» включена Божия Матерь.
Это отождествление Божией Матери с Церковью можно найти и в конце Апокалипсиса (Откр. 12, 1–18). Книга Апокалипсиса трудна для понимания, но её духовный и вероучительный смысл ясен: дать нам разумение, Кто есть Христос. Эта двенадцатая глава – сердце Откровения. Разумеется, следует быть осторожным в толковании. Очевидно, что здесь мы можем видеть будущую историю человечества и сражение Церкви со злом.
В этом тексте – три плана. Противостояние Евы и змия, с которым отождествляется Дракон (Откр.  12,  9), возвращает нас к пророчеству книги Бытия: «Вражду положу между тобою и между женою» (Быт. 3, 15). Победа Новой Евы здесь показана по отношению к дару Божию, прежде всего к пище: это хорошо, потому что Она принимает пищу от Бога, не так, как если бы Она присваивала себе плод, который сорвала первая Ева! Исход из Египта также отождествляется с Женой, женщиной народа Божия, бегущей в пустыню от этого нового фараона, который является Драконом. Она также выживает благодаря манне, данной Богом (Откр. 12, 4–6; Исх. 16 и 19, 4). Пение победителей прообразует ликование иудеев после перехода через Красное море. Рождение нового мира прообразовано во многих книгах Ветхого Завета (Пс. 2, Исх. 66, 7–8), которые называют победу Мессии и явление нового мира рождением.
Итак, три войны Дракона на возлюбленных чад Божиих: война на небе, которая завершается падением Дракона на землю и спасением Младенца, первая война на земле, гибели от которой избегает Жена, вторая война на земле, гибели от которой избегает наследие Жены.
Апокалипсис описывает победу Бога над сатаной и над злом. Первоначально сатана, обвинитель, указывал Богу на грех человека (Иов. 1, 9–11) и утверждал невозможность Завета между Богом и человеком. Но после Креста Христова всё изменилось: никакое обвинение человека не может более повлиять на Бога. Христос избегает сетей сатаны и даёт всему человечеству возможность избегнуть его власти. До Христа у сатаны была власть над людьми, его действие «в небе» было решающим. После Христа у сатаны нет больше власти действовать на земле в мире, образ которого проходит и который должен ещё на время узнать духовное сражение.
Кто эта Жена двенадцатой главы Апокалипсиса? Речь идёт, разумеется, о народе Божием – народе Израиля до двенадцатого стиха, затем следует Церковь. Она одновременно небесная и земная, святая и грешная, спасённая и сражающаяся. И далее открывается аналогия – в Евангелии от Иоанна (Ин.  16,  21). Христос говорит о Своей Крестной смерти и о Воскресении, как о рождении: какое ещё может быть рождение, кроме воскресения Христа, рождающегося в муках Крестных Страданий?
Пречистая Дева – жемчужина народа Израиля, Она родила Христа и следует за Ним в Его сражении. Не есть ли это совершенная икона народа Божия – эта Жена? Она перенесла у Креста страдания, смерть и воскресение Своего Сына в совершенном единстве с Ним и стала живым символом общины верующих. Она уже приобщилась победе Своего Сына в Успении и может отождествляться с этой Женой, увенчанной в первом стихе двенадцатой главы: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звезд». Её корона – слава Её Сына, победителя Дракона.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ