Прочитал колонку в журнале «Сноб», посвящённую Пасхе, с красноречивым названием «На обочине Европы», где автор приводит результаты социологических опросов россиян о нашем самом главном христианском празднике.
По недавнему опросу ВЦИОМ выяснилось, что 77 % россиян точно знают, когда отмечается православная Пасха, но только 50 из них могли верно сформулировать суть этого праздника. При этом опрос Фонда общественного мнения показал, что значимым праздником, как День Победы и Новый год, Пасху считают 68 % россиян. В этих цифрах автор находит очередное подтверждение своей антицерковности и дремучести верующих. Ха-ха, нет, только посмотрите на этих православных! Они празднуют сами не знают что! Просто умора!
В таком отношении к людям есть что-то невероятно наивное и советское – как бетонный забор. В своей твердолобости мировоззрение либерального атеиста мало отличается от мировоззрения советского пионера с надувным бревном, гордо вышагивающего на Первомай. Советский пионер рождался с готовой картиной мира, он точно знал, что живёт в самой главной стране в мире и нёс главное на свете бревно от рождения до смерти. И либеральный атеист появляется на свет уже полностью сформировавшейся личностью, убеждённой, что знает, как в мире всё должно быть устроено, даже лучше Того, Кто этот мир сотворил. Для автора невероятно, что общество, как и каждый человек по отдельности, могут расти, развиваться и открывать для себя какие-то новые важные вещи, о которых раньше он и понятия не имел. Ему кажется дикостью, что в стране, где нескольким поколениям людей с детского сада промывали мозги воинственной изощрённой антицерковной пропагандой и всеми силами отбивали веру в Бога, люди, приходящие в Церковь на праздник, могут плохо понимать его происхождение.
У пионеров – хоть советских, хоть либеральных – всё по-другому. Если пионер захочет зайти в храм, то проснётся сразу воцерковлённым, что его ни спроси – всё знает лучше любых академиков-богословов. Для автора было бы откровением узнать, что жизнь в Церкви, как и любая другая жизнь, начинается с малого, с азов, с первых робких, может, неуверенных шагов. Что люди, которых он встречает в храме, могут в чём-то не разбираться. Читаешь, как старательно он собирает разные надуманные и высосанные из пальца поводы для ненависти к Церкви, вроде каких-то нелепых сплетен про Аркадия Мамонтова, и его искренне жаль. Потому что нет ничего хуже, чем жить в каком-то выдуманном идеальном мире, где всё правильно и красиво. От этого и все беды у наших либералов – и страна для них не очень хорошая, и народ не пойми что. Поэтому фу-у-у-у-у....
Если говорить обо мне, то, когда я начал ходить в Церковь, сбегая с пар в Тюменском университете, который находился от Знаменского собора через дорогу, я не знал ни служб, ни молитв. Но выстаивал службы напролёт, потому что в храме мне было хорошо, здесь моя измученная грехами и потерявшая смысл жизни душа оживала. Но если бы меня стали расспрашивать о праздниках и таинствах, я бы только пожал плечами. Но чудо в том, что Господь не смотрит на наш ум и знания, а смотрит на наше сердце и принимает бабушку, бывшую яростную комсомолку, наравне с самыми блестящими богословами. Потому что Бог есть любовь. И эту тайну тоже умом почти невозможно объяснить.
Денис Теймуразович АХАЛАШВИЛИ