Протоиерей Артемий Владимиров - Да любите друг друга

 

На вопросы читателей «Русского Дома» о взаимоотношениях мужчины и женщины, о семье и любви отвечает протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ

 


– Отец Артемий, может ли брак быть гармоничным, если достигнут ухищрениями, лукавством и давлением одной стороны?

– В самом вопросе уже содержится ответ на него, не правда ли? Такой брак не может выдержать испытания временем. В редчайших случаях другая сторона, полностью смирившись и восприняв свершившееся как волю Божию, понесёт иго этого «странного» супружества с терпением и благодарением. Думаю, что в наше время подобных агнцев и агниц не встретишь.

Любовь по определению есть область свободы. «Насильно мил не будешь», – гласит русская пословица. Всё, навязанное человеку вопреки свободному движению души, отторгается со временем. Вспомним, что «благодать не насилует», а христианский брак держится именно благодатью Христовой, сходящей на сердца брачующихся по их желанию и горячей молитве.

Под счастьем мы в большинстве случаев разумеем внутренний покой, радость и довольство... Но могут ли они поселиться и долго удерживаться в сердце при внутреннем отчуждении от суженого, с лукавством или насильством добившегося своего? Есть поговорка «Стерпится – слюбится»... Однако и она предполагает приятие своей половины умом и сердцем, сколь бы неожиданным ни оказалось решение о заключении брака.

Как вы относитесь к браку, заключённому посредством коммерческого контракта?

– Когда великая княгиня Елизавета Феодоровна выходила замуж за великого князя Сергия Александровича, дело не обошлось без брачного договора, текст которого сохранился. При этом брак был на редкость гармоничным. Почему? Потому что они искренно полюбили друг друга. Это решает всё.

По тем или иным обстоятельствам (например, по настоянию родителей) может быть избрана эта форма, регулирующая имущественную сторону дела. Но суть в ином – в готовности обеих половин служить целому, то есть семье, и в желании скрепить взаимную решимость обетами любви и верности в Таинстве венчания.

Конечно, если в головах у брачующихся один земной расчёт – «без Божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви», – ничего хорошего от подобной пошлой «сделки» ожидать не приходится.

Так как в идеале брак для нас есть единство трёх слагаемых – духа (православная вера), души (взаимная симпатия, общность интересов, жизненных воззрений и принципов, тождество бытовых установок, узнавание друг в друге своей долгожданной половины) и тела (стремление друг ко другу во исполнение заповеди о родовой жизни), то «коммерческие виды» в браке в качестве доминанты неизбежно обернутся затяжным нравственным кризисом – как наказание за надругательство над таинством любви.

– Каковы последствия т. н. гражданского брака (без регистрации)?

– Для меня это не брак вовсе, а прикрытая эвфемизмом форма беззаконного сожительства, блуда, предосудительного с точки зрения нравственности и обречённого на распад отношений. Разумеется, речь идёт о православных христианах, а не о язычниках.

Последствия такого суррогата любви известны: аборты, злоухищрения против зачатия, измены, не почитаемые за грех (в силу стёртости самого понятия греха); быстрое оскудение единодушия и неизбежный антагонизм, разочарование и депрессия как последствия преступления, именуемого «гражданским браком». Часто блудники совершенно ожесточаются друг против друга и носят в душе горький цинизм, то есть неспособность верить в подлинную, жертвенную и неоскудевающую любовь.

– Назовите духовные причины конфликтов в молодой семье.

– Болезни нашего духа и души – причина драм семейных. Это, во-первых, неверие Христу и Его заповедям, отпадение от Церкви Божией. Именно поэтому древние апостольские правила запрещают православной душе сопрягать жизнь с иноверным или с еретиком. Без духовного единства и совместного причащения от Евхаристической Чаши брак не может стать малой церковью, в которой Сам Христос обитает Своею благодатью.

Прочие болезни духа – это гордыня, препятствующая понять брак как служение своей половине, а чрез неё – семье; это жестокосердие, превращающее семейную жизнь в первый круг ада; это апатия и бездеятельность, нежелание трудиться в снискании хлеба насущного или в поддержании порядка в доме и в воспитании детей; иногда это сребролюбие, патологическая жадность, препятствующие справедливому перерас-пределению благ между домочадцами; часто это грехи чувственности (пьянство и прелюбодеяние), подрывающие брак на корню.

– В чём заключаются цели и задачи созидания семьи?

– Главная цель семьи, безусловно, – обоюдный подвиг служения Христу Спасителю в брачном единении, плод этого подвига веры и любви – спасение душ супругов.

Привходящая цель – обретение гармонии человеческой природы, восстановление цельности естества в теле брака, чтобы блюсти «единство духа в союзе мира», по выражению святого апостола Павла. Обыкновенно на мирском, всем понятном языке это называется обретением своего «земного счастья».

Целью и одновременно плодом супружеского союза для многих из нас является продолжение рода, заповеданное Создателем ещё на заре жизни человечества – в раю.

Нравственная задача супругов – донести свечу взаимной любви «до победы», то есть сохранить и умножить единомыс-лие и радость общения «до гроба», тем самым приуготовив себя (участием в таинствах Церкви и совместными молитвами) к соцарствованию со Христом на небесах.

– Каковы обязанности членов семьи – духовные, нравственные, трудовые, бытовые?

– Духовные обязанности членов семьи – взращивать любовь Божию в своих сердцах и делиться ею друг с другом посредством деятельного служения и совместных молитв.

Нравственные обязательства для родителей – храня взаимную верность, воспитывать детей в вере и благочестии (жизнь по вере).
Долг детей – слушаться родителей и служить семье исполнением своих малых обязанностей по дому, по учению, по христианской вере.
Труд заповедан человеку ещё в Эдеме – в поте лица своего вкушать хлеб свой, возделывая и охраняя рай. Праздность и лень – родители всех пороков, как учит нас и известная пословица.

Каждый член семьи призван трудиться не покладая рук, сообразно своей мере ответственности и возможностям.

Бытовые обязанности различны, но сводятся к поддержанию чистоты и порядка в доме, необходимых для счастливой семейной жизни. Забота о собственной опрятности, а также о милостивом обхождении с людьми входит в круг наших будничных попечений.

– Есть ли обязанности по отношению к усопшим и какой их нравственный смысл?

– Мы обязаны помнить усопших и поминать их в домашних и церковных молитвах, особенно за Божественной литургией. Смысл этого делания – в исполнении заповеди о любви (и прежде всего к усопшим родителям): «Чти отца и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле».

Человек, культивирующий в себе любовь, в том числе и к усопшим, есть существо нравственно зрелое, способное к общению с Божеством. Внимательное отношение к дорогим сердцу могилкам и уход за ними, равно и почитание храмовых богослужений, именуемых «родительскими субботами», непреложны для христианина.

– Отношения между домочадцами должны строиться по любви, дружбе, подчинению, почитанию или послушанию?

– Любовь – царица всех добродетелей и верх нравственного совершенства. «Всё у вас да будет с любовью»... Эти слова святого апостола призывают растворять милосердием к близким все свои мысли, чувства, слова и поступки.

Светлое дружество учит нас быть искренними и простыми, верными и надёжными помощниками сродников.

Каждый христианин должен стремиться первым воздавать честь окружающим, то есть никого не обижать, проявлять столь драгоценные и дефицитные в общежитии предупредительность и деликатность. Послушание в самом глубоком смысле слова заключается в том, чтобы исполнять волю Божию, а значит, – хранить серд-це от всякого рода зла.

Послушание для родителей – нести с радостью, благодарением и молитвой супружеский крест, неотъемлемый от заботы о детях, а послушание детей – служить родителям, предупреж-дая их просьбы самим делом.

В любовном и мудром подчинении себя (жена – мужу, муж – в снисхождении к супруге, чада – в покорности родителям) – залог семейных тишины и покоя, радостного и лёгкого общения домочадцев друг с другом.

– В чём проявляется истинная любовь в семье? Можно ли её приобрести?

– Истинная любовь проявляется в радости общения и в стремлении к нему всех членов семьи. Само желание служить «искренно и нежно» другому говорит о преуспеянии в любви.

Приобретается она «потом и кровью», посредством непрестанного упражнения – в конкретных трудах любви. Здесь огромное значение имеют постоянство, самопринуждение, ограничение собственной свободы и тяги к пустым развлечениям, замена их на созидательные и полезные для семьи занятия. Без молитвы и подпитки себя регулярной исповедью и приобщением Святых Христовых Таин трудно надеяться на усвоение сердцем жертвенной любви.

– В чём состоит семейное счастье? Как можно его приобрести и сохранить до конца жизни?

– Истинное семейное счастье, конечно же, – в полном единомыслии и единодушии домочадцев, в осознании себя цельным и единым организмом – при общем естестве и во многих лицах. Подобное возможно только в подлинно христианской семье, в которой все домочадцы осенены действием Святого Духа и являются сознательными носителями благодати Божией.

Такое вышеестественное состояние победоносной любви достигается пребыванием семьи под сенью храма и служением всех её членов Христу – в лоне Церкви.

Сохранение этого состояния требует решимости преодолевать все внешние и внутренние препятствия, готовности побеждать смирением, мужеством, мягкосердечием и молитвой «ненавистную рознь века сего» и мудрости, чтобы приписывать успех единственно Господу Иисусу Христу, Который есть Любовь распятая и воскресшая.

От всей души поздравляю читателей «Русского Дома» с Рождеством Христовым!

Подготовила 
Елена Владимировна ПУТИНЦЕВА