В рамках XVII международного театрального форума «Золотой витязь» на сцене Учебного театра ГИТИС был показан спектакль «Сербская девойка», поставленный заслуженным артистом, заслуженным деятелем искусств РФ, режиссёром Михаилом Корневым на сцене Иркутского театра народной драмы.
В основе пьесы – одноимённая повесть писателя Валерия Николаевича Хайрюзова. Почвой для написания повести «Сербская девойка» послужили впечатления от многочисленных поездок писателя в Югославию, раздираемую вооружёнными межконфессиональными конфликтами. Премьера спектакля состоялась пятнадцать лет назад. Театральные критики назвали тогда сибиряков первопроходцами в жанре русского политического театра.
Сегодня история любви сербской девойки и иркутского журналиста во время войны в Югославии заставила задуматься не только о судьбах главных героев, но и предложила осмыслить нынешнюю действительность.
Наш разговор с Валерием Николаевичем Хайрюзовым о том, что пережито и о чём сегодня болит его писательская душа.
− Почему именно война в Югославии в конце 90-х годов стала лейт-мотивом произведения?
− Война НАТО против Сербии за отделение Косово − событие мирового масштаба. Это был полигон для отработки новейших технологий расчленения и уничтожения Советского Союза. Тогда немногие понимали, что на Балканах коллективный Запад проводит апробацию методов и средств для раздела и уничтожения России. Увиденное в многострадальной Сербии и послужило толчком для написания повести. Мне хотелось поднять тему пробуждения славянского духа. Завершающим аккордом в спектакле звучит духоподъёмная песня «Тамо далеко», которая считается в Сербии национальным гимном.
− На чёрном фоне войны трогательная чистота отношений главных героев – иркутянина Сергея Медведева и сербиянки Милицы Николич ещё светлее. Насколько платонические отношения Сергея и Милицы, когда «душа с душою говорит», понятны миллениалам?
− После спектакля в ГИТИСе ко мне подошли ребята из города Елец и поинтересовались, где можно купить книгу «Сербская девойка». Им захотелось прочитать повесть.
Как бы ни пытались низвести человеческие чувства до скотского удовлетворения потребностей, подменив любовь занятием любовью, душа всегда стремится к чистоте. А любовь, как говорил апостол Павел, «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, сорадуется истине…»
− В спектакле затронута тема осознания идентичности и права на собственный путь развития. Журналист Сергей Медведев в пьесе олицетворяет образ иркутянина-сибиряка. Вы считаете, что у сибиряков особый характер?
− У всего огромного континента, расположенного за Уральским Каменным поясом, непростая многовековая история. Этот край на протяжении долгого времени был местом казаков-первопроходцев, ссыльных и переселенцев, центром всесоюзных комсомольских строек. Трудно представить, какой была бы сейчас наша страна без Сибири и Дальнего Востока с их несметными сырьевыми и человеческими ресурсами. В горниле тяжких испытаний выковывался наш особый характер. Сибиряки во все переломные моменты истории страны проявляли твёрдость духа. И по сей день иркутский электорат – крепкий орешек для политтехнологов.
Елена Анатольевна Витвицкая