С общиной отца Анатолия Волгина я познакомился лет 25 лет назад. То есть впервые приехал в Васильково Тверской области ещё в прошлом веке. Со мной тогда была камера. И кое-что из жизни общины я начал снимать ещё в середине 90-х.
Нилова пустынь, куда община выезжала часто на праздники, тогда только начинала восстанавливаться. Отец Александр – второй священник в храме Амвросия Оптинского в Кувшинове, был ещё мирянином, московским инженером, приезжающим сюда в отпуск. Да и самого храма Амвросия Оптинского тогда ещё не было. Он будет построен через 10 лет. Зато в селе Васильково был Никольский храм постройки 1812 года. Село находится километрах в пяти от города. Отец Анатолий брал в аренду автобус, чтобы горожане могли ездить сюда молиться. По большим праздникам в храме бывало тесно.
Храм в селе Васильково практически не закрывался за всю свою историю, но и не реставрировался. К началу 90-х он оказался в очень плохом состоянии – чёрный, закопчённый. Это и послужило поводом для образования общины. Отец Анатолий, сам художник и иконописец, позвал знакомых художников из Москвы. Сохраняя стиль, направления и темы, они стали писать все храмовые композиции заново.
Вспоминая о том времени, отец Анатолий говорит: «Радость была за церковь, что она освободилась. Крестилось много народа разного возраста. За образец мы взяли иерусалимскую общину. Как и они, старались жить вместе, быть заедино. Это то, о чём молился Христос. Церковь – тело Христово, в котором каждый является членом, а вместе составляют гармоническую целокупность. Это организм. В жизни мы этого не видим, потому что разобщены. Сделать жизнь целостной – это первая стадия. Это – община. У нас и сейчас всё вместе. Даже если мы занимаемся хозяйством, бытом, то всё равно всё связано с единым».
Преодолевать «ненавистную рознь мира сего» не просто. Рядом с батюшкой из той первой группы приехавших реставрировать храм в начале 90-х осталось всего несколько человек. Надя – одна из них. Впервые она приехала сюда на Рождество. Ей здесь понравилась, и Надя отправила родителям телеграмму, что задержится. В конце приписала: «Простите». На почте слово «простите» перепутали, написали «проститься». Родители перепугались и примчались сюда спасать дочь.
«Они попали на всенощную, – вспоминает Надя, – в храме тихо, народу мало. Я выхожу на елеопомазание, смотрю, мои родители – стоят, смотрят испуганно, готовые меня тут же увезти, спрятать. Мама была неверующей, атеистически настроенной, а папа из церковной семьи, в детстве участвовал в таинствах, причащался. Но потом как-то отошёл от веры. И вот с этого момента началось их сближение с Церковью и со мной тоже, потому что я немного отдалилась от родителей, когда пришла к вере. Дома мне было им очень трудно что-то объяснять и рассказывать, я всё время встречала сопротивление. И перестала поднимать эту тему, потому что слишком много споров у нас было. Через несколько лет такого общения мне вдруг звонят родители и говорят: мама крестилась.
Конечно, меня это очень порадовало. Потом они уже вместе сюда приезжали, им было гораздо спокойнее, стала интересна наша жизнь. Они венчались здесь. Это тоже было в рождественские дни».
Родители Нади, Георгий Паисиевич и Эльза Николаевна, купили здесь домик и проводят теперь в Василькове почти полгода в году. Живут на природе и рядом с дочерью.
Есть ещё и второй, более широкий круг общины. Из тех, кто не живёт постоянно, но часто наведывается. Достаточно лишь позвонить, спросить благословение на то, чтобы приехать, и отец Анатолий готов принять и отогреть своей пастырской любовью.
Александр Шуравин живёт в Москве, но его детство прошло в этих местах. Здесь его малая родина. Не так давно рядом с деревней Облово он принял активное участие в восстановлении сени над источником Божией Матери «Неопалимая Купина». Раньше на этом месте стояла рубленая деревянная часовня, построенная ещё до революции. В 1967 году один местный житель, поощряемый властями, эту часовню разобрал. Поставил из её брёвен себе баню на участке. И в день, когда в первый раз пошёл в неё париться, так до бани и не дошёл, умер.
Считается, что вода из источника Божией Матери «Неопалимая Купина» в Облове помогает в лечении от глазных болезней. Есть случаи исцелений, существенного улучшения зрения. Сам Александр сподобился испытать это на себе: «Приехали утром, набрали водички, прочитали акафист и поехали в Москву. На следующий день прихожу на работу. У меня было зрение: плюс полтора, плюс два. Целый день работал на компьютере и даже к очкам не притронулся. Забыл о них. Сижу и вдруг – бах! – понимаю, что вижу всё чётко. Даже вопросы пошли: а почему это мне, а может, я хороший? Но, слава Богу, мне один монах подсказал: тебе Господь не дал это за что-то, тебе просто дал и всё».
Слушаю рассказ Александра и думаю, что милосердие Божие к людям, так же как и милосердие человека к человеку, – вот, наверное, то главное, что больше всего нас согревает. Как заповедал Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». А Шуравин тем временем продолжает: «Знаешь, как преподобный Серафим Саровский встречал своих духовных чад и просто паломников? Да со словами: “Радость моя!” А ведь отец Анатолий родился 1 августа в день памяти преподобного Серафима Саровского. Радует в отце Анатолии то, что он всех нас с любовью встречает. Мы едем с вагонами, с целыми составами грехов своих. И если всё это услышать, да отречься от этого человека хочется! А батюшка всех встречает как родных. Принимает нас. Учит. И как пастырь отпускает грехи».
В дальнейшем община стала пополняться местными жителями. Приходили не только от неустроенности, но и от стремления открыть для себя всё новое. Мавра принадлежит к этому второму поколению общинников. Вот её рассказ: «У меня раньше была мечта познакомиться с настоящими верующими людьми, которые серьёзно относятся к Церкви, и вот здесь я всё это увидела. Батюшка предложил мне учиться иконописи. Сюда приехала ещё одна девушка из Севастополя тоже обучаться, и мы вдвоём стали заниматься. А потом постепенно втянулась и стала жить здесь постоянно».
В начале XXI века община стала пополняться детьми. Нет, не своими. Своими они становились потом. Это были дети, очень рано столкнувшиеся с жизненными невзгодами, и ухаживать за ними было некому. Первыми такими детьми стали Таня и Настя. Зина, их приёмная мама, вспоминает: «Девочки ходили по рынку, по домам, просили еду, денежек на хлебушек. Мы тоже сначала их кормили и давали деньги, а потом решили, что детей нужно принять в дом, научить какому-то делу, потому что всю жизнь просить подаяние они не могут. С Настей за полгода мы прошли 2 года школьной программы. Ей было 12 лет. Полгода в школе она не была. И нам с января по май надо было пройти хотя бы два класса. Не просто это было. Настя отвыкла от учёбы, даже убегала. Но, слава Богу, возвращалась. У Танечки мама умерла, когда ей было восемь лет. А папа через год сгорел. Девочка осталась сиротой».
Теперь обе девочки стали взрослыми. Настя живёт в Кувшиново со своей семьёй, у неё трое детишек. Татьяна трудится в общине поваром. У неё двое детей. Есть и другие дети, которые обрели для себя здесь родной дом.
Зина – одна из старожилов общины. Больше всех детей взяла она. Можно сказать, что она стала многодетной мамой. К родной дочери у неё прибавилось ещё семь приёмных детей. Олеся – одна из них. Сейчас она учится в Бежецком медицинском колледже. В Васильково приезжает на каникулы. А впервые она здесь оказалась, когда ей было шесть лет. Олеся сразу согласилась рассказать о своём знакомстве с Зиной: «Сначала я была в социально-реабилитационном центре "Алтуфьево" в Москве. Потом меня перевели в тверской приют. 12 января меня сюда привезли, и я стала здесь жить. Я думала, что меня долго не продержат, проказничала и спрашивала у мамы: "Когда ты меня обратно отдашь?" Но она отвечала: "Нет, не отдам!" Только спустя год я успокоилась, что меня никуда больше не отдадут, что я буду тут. Через некоторое время мама взяла и мою младшую сестру Таню. Ей здесь тоже очень нравится. Мама у нас очень добрая, заботливая. Я её очень сильно люблю».
Таню в это приезд я встретил на балу. Он проходил в Кувшинове в день православной молодёжи. Бальный вечер был посвящён Александру Сергеевичу Пушкину. В Дом культуры пришли ученики старших классов школ, интерната и техникума города. Среди устроителей бала – община. Меня всегда поражала эта особенность отца Анатолия: прививать православную культуру всеми доступными ему способами. Причём прививать её не топорно, не в лоб, а деликатно, можно сказать, интеллигентно. В последнее время протоиерей Анатолий Волгин стал осваивать социальные сети. Его короткие рассказы о чудесных явлениях в жизни сельского священника зазвучали в интернет-пространстве.
Но вернёмся на бал. В рассказе о Пушкине устроители бала стремились показать поэта как человека религиозного и патриота. В начале бала ещё бросались в глаза ухмылки и пошлые шуточки некоторых ребят. Но по мере того как бал разрастался, лица старшеклассников стали меняться. Они словно почувствовали что-то новое, а может, что-то глубоко запрятанное в них самих. Я бы назвал это: внутреннее благородство, которое проснулось в душе, отозвавшись на струны золотого века русской культуры.
Пушкин оставил нам такие слова: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества…». Ненасильственные изменения к лучшему произошли и в жизни Кувшиновского района за последние четверть века. Взять хотя бы тот факт, что раньше здесь была только одна действующая церковь, в Василькове. Теперь в районе четыре действующих храма.
Протоиерей Анатолий Волгин родился на следующий год после окончания Великой Отечественной войны. Он из поколения людей, на которых отразилась и великая победа, и гарь послевоенного пепелища.
«Я считаю большим чудом, что мне и моим близким посчастливилось встретиться с очень духоносными людьми, необыкновенными людьми – вспоминает отец Анатолий, – у меня была совершенно замечательная крестная мать Ольга Николаевна Вышеславцева, вдова художника Вышеславцева. Тайная монахиня, в постриге носившая имя Мария. Она дожила до 95 лет. Ослепла, но до последних дней вела переписку, диктуя свои письма. В памяти Псково-Печерские старцы Иоанн (Крестьянкин), схиархимандрит Савва, наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий. Большое влияние на нас оказали отец Серафим (Тяпочкин), отец Дмитрий Дудко, архимандрит Таврион (Батозский), владыка Антоний Сурожский. Благодаря знакомству с такими людьми я уже не между дорогами ходил, а шёл по дороге».
Рядом с отцом Анатолием идёт по жизненному пути его верная спутница – матушка Нина. Они поженились в далёком 1967 году. И воцерковляться начали вместе. Матушке Нине особенно врезалась в память их первое путешествие в Псково-Печерский монастырь в 1968 году. Наместник монастыря архимандрит Алипий тепло встретил молодую пару. Их сближало и то, что все они были художниками. Наместник Псково-Печер призывал Анатолия и Нину не увлекаться всякими «измами», а возрождать классическое церковное искусство. Матушка Нина вспоминает, как перед их отъездом отец Алипий протянул им деньги. Молодые супруги стали было отказываться, но отец Алипий сказал: «Дают – бери, а бьют – беги. Будете друг дружку на трамвае катать». В тот же день молодожёны приехали в Таллин, где им никак не удавалось устроиться в гостиницу. Матушка Нина рассказывает: «Нас даже не пустили поесть в ресторан: одеты, дескать, неподобающе. И тогда мы решили приодеться. Купили Анатолию пальто, туфли, кепку очень стильную, мне – туфли. Нам хватило денег на всё путешествие. Деньги отца Алипия нас очень выручили. Мы поняли, что батюшка не случайно настаивал, чтобы мы их взяли».
Матушка Нина, как и отец Анатолий, из Москвы. После рукоположения супруга она, претерпевая все неурядицы деревенской жизни, пошла вслед за ним в то место, куда Господь определил. Всесторонне образованная, она часто ведёт в Кувшиново занятия воскресной школы.
В день памяти преподобного Амвросия Оптинского, престольный праздник для кувшиновского храма, город с пастырским визитом посетил митрополит Тверской и Кашинский Савва. В конце праздничного богослужения он обратился к прихожанам с такими словами: «Я считаю, что вам действительно доверено великое, то, что вы населяете эту землю, эту глубинку. Я хотел бы выразить слова благодарности, а вместе с тем слова любви к этому замечательному городку, к этим замечательным прихожанам и людям, которые здесь молятся, совершают свой подвиг».
После праздничной трапезы владыка поехал в Тверь, жители Кувшиново разошлись по своим делам, а отец Анатолий вместе с членами общины вернулись в своё Васильково. Светлану Андреевну и Инессу Михайловну здесь в местном клубе ждали дети. Эти две женщины из общины отца Анатолия взяли на себя послушание заниматься с деревенскими ребятишками. Светлана Андреевна – английским языком, а Инесса Михайловна – русским фольклором. Но в этот день занятие было необычное. Должна была пройти репетиция предстоящего рождественского концерта. А ведь ещё в 2013 году клуб закрыли из-за отсутствия финансирования. Постепенно здание приходило в негодность. Ободрали занавески, сняли люстры, кто-то вывез железную печь. Но в 2017 году отец Анатолий взял клуб в безсрочную аренду для занятий с детьми. Инесса Михайловна рассказывает, как сначала они выкосили трёхметровый борщевик. Потом только смогли зайти внутрь, чтобы начать уборку. Закупили люстры, повесили шторы. Печку из церкви привезли и стали топить. Отмыли полы и стены от грязи и пыли. Принесли новые книги, оттёрли от паутины старые книги и снова открыли в клубе библиотеку. Первое крупное мероприятие с большим стечением жителей села и их гостей было на Рождество.
В 2020 году в васильковском клубе Рождество отпразднуют уже в третий раз. К этому празднику в общине отношение особое. Васильковские ребята готовят концерт. Отец Анатолий договаривается с городскими властями о проведении народных гуляний в Кувшиново. Готовятся куклы для вертепного театра. Кукольный спектакль здесь – неотъемлемая часть празднования Рождества. Эти представления устраиваются уже на протяжении многих лет.
«Мы же не артисты, играть не умеем, а праздник это большой, и его надо встретить с радостью, – говорит Надя, – а с куклами всё гораздо проще. Прочитали о том, как такие вертепы раньше делали. Батюшка у нас художник, скульптор, сначала он лепил формы кукол из пластилина, потом обклеивал это всё клеем, потом заливал это всё массой специальной. Очень интересно сделать так, чтобы двигались руки, чтобы двигалась голова, чтобы куклы были как живые. И это оказалось замечательной формой проповеди, рассказа о Рождестве для людей, которые ещё только знакомятся с историей христианства».
В 2020 году на Рождество приходится круглая дата, очень важная для васильковской общины. 6 января 1980 года, 40 лет назад, отец Анатолий был хиротонисан в диакона. А на следующий день после праздника Рождества в том же 80-м году он был рукоположён во священники. Началось его пастырское служение.
Много или мало сделано за эти сорок лет? Сам отец Анатолий оценивает свои достижения скромно: «Я вижу положительное в своей деятельности и в деятельности всего сельского духовенства то, что, по крайней мере, Церковь в глубинке не умирает, – говорит отец Анатолий. – Нам удалось сохранить огонёк. Приход помолодел. В начале моего служения средний возраст прихожан был 60-70 лет, а теперь 40-50 лет. Народ стал более просвещённый. Православие живо. Хотя оно малочисленно, но живо. Есть люди и верующие, и церковные. То, что мы служим, проповедуем, всё это помогает сохранить жизнь духовную, хотя хотелось бы, конечно, чтобы это было ярче, более массово».
То, что отцу Анатолию хотелось сохранить, у него во многом и получилось. Благодаря Православной Церкви жизнь в этом отдельно взятом районе русской глубинки действительно стала ярче. Когда в конце прошлого века рухнул советский строй, именно Церковь не дала похоронить Россию под руинами СССР. Она наполнила жизнь русских людей тем, о чём всегда тосковала их душа – верой, традицией, смыслом. Душа омылась и воскресла.
Такие батюшки, как отец Анатолий, не возлагают на себя великих подвигов по спасению русского народа. Они просто проживают свою жизнь вместе с ним и, конечно же, со Христом – от Рождества до Креста и Воскресения. А Россия при этом спасается попутно.
Андрей Викторович Полушин
Фото Александра Владимировича ШУРАВИНА