О национальных особенностяхисполнения духовной песни в России, о перипетиях жизни и творчества автора-исполнителя, посвятившего себя этому жанру, – в беседе корреспондента «Русского Дома» с известной певицей Юлией Николаевной СЛАВЯНСКОЙ
– Юлия Николаевна, традиционный вопрос: с чего всё началось, где истоки вашего творчества?
– Родилась я в Перми, а выросла в Сергиевом Посаде – замечательном и благодатном городе с древней историей, отсюда и истоки. И очень рада, что Господь сподобил меня жить недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. На церковные службы в храм я стала ходить, уже будучи отроковицей, хотя и не была в то время воцерковлена. Крестить в младенчестве нас с сестрой не стали. Это произошло позже, в Никольском храме, что в посёлке Солнцево под Курском, на родине моего отца.
– А где вы учились музыке?
– В Пушкинском музыкальном училище. Ездила из Сергиева Посада на электричке каждый день.
– Не трудно было?
– В то время я об этом не думала, Пушкино находится на полпути из Посада в столицу. Труднее стало, когда пришлось ездить в Москву – на последнем курсе училища я поступила на подготовительные курсы эстрадного факультета ГИТИСа.
– А почему решили пойти именно на эстрадный?
– Мой преподаватель по дирижированию в училище, почётный работник культуры России Маргарита Михайловна Моисеева, очень хотела, чтобы я продолжила обучение по хоровому дирижированию. И я тоже об этом думала. Но мне в то время попалась в руки книга «Многоликая эстрада» Иоакима Георгиевича Шароева, который в 60-е годы организовывал эстрадные концерты в Кремле. В том числе там было сказано про Аллу Пугачёву. А я в детстве очень любила раннее творчество этой певицы, в свои 6-7 лет подбирала на фортепиано её песни и даже копировала голос примадонны. После прочтения этой книги я и решила поступать на эстраду.
– Наверное, очень сложно было поступить? Вы сдавали вокал?
– Конкурс был действительно большой, говорили, 100 человек на место. Всё-таки решающим фактором стало мастерство актёра – чтение стихов, басен и прозы, а не вокал, но спетые мною песни собственного сочинения стали небольшим бонусом, склонившим мнение приёмной комиссии в мою сторону.
– Я сначала услышал ваши песни в интернете, первой была «Письмо украинского солдата». Меня поразила точность интонации, в ваших песнях не было ни грамма фальши, а также красота – внешняя и внутренняя. Это редко бывает даже у профессиональных артистов. Потом нашёл вашу биографию и, с одной стороны, увидел подтверждение, что вы на эстраде человек не случайный (закончили ГИТИС), а с другой – удивился тому, что вы вышли из столичной артистической среды. Потому что человек ваших взглядов в этой среде не приживается, по крайней мере, чувствует себя белой вороной. Наверное, в то время всё было не так запущено, как сейчас?
– Наверное, да. В то время мы, студенты, были молодыми, и у нас были довольно романтические представления о жизни и творчестве, мы не видели грязи. Тем более, получилось так, что на втором курсе я вышла замуж, а потом перевелась в институте на заочный. Возможно, таким образом Господь хотел меня уберечь от шоу-бизнеса. К тому времени я уже работала с продюсером в студии над записью своего первого альбома под названием «Русский девишник» – это были дискотечные песни в псевдорусском стиле с лёгкими, если не сказать легкомысленными текстами. Я понимала, что это всё не моё. На носу было заключение договора на гастроли с концертами, а в договоре был пункт, запрещавший на пять ближайших лет замужество. В итоге я выбрала второе и уехала следом за мужем в Самару.
Именно в Самаре я встретила Пелагею Филипповну, бабушку своего мужа, которая дала мне первые духовные тексты. Эти тексты она лично собирала в паломничествах по святым местам России. Вот так, благодаря этой бабулечке, я и начала писать песни на духовные темы. И появился на свет мой первый альбом «Пробудись, душа!»
– Обычно, чтобы завоевать зрителя, певцы едут из провинции в Москву, а вы, наоборот, – из Москвы в провинцию…
– Это, действительно, необычный случай. Мой папа тоже говорит: «Нормальные люди едут в Москву, а такие, как ты…»
– Самара сама по себе очень интересный город в плане православной общественности, со своими свое-обычными традициями. Редактор Антон Жоголев с газетой «Благовест», писатель Алексей Солоницын, мой однокашник по ВГИКу, режиссёр и очень тонкий поэт Володя Осипов (Царствие Небесное), также недавно почивший протоиерей Николай Агафонов, очень интересный архиерей – митрополит Самарский и Сызранский Сергий и многие другие…
– Да, самарская земля богата духовными и необыкновенными людьми. Я очень благодарна Самаре. Православная газета «Благовест» всегда меня информационно поддерживала. На стихи Владимира Осипова у меня родилась песня, но я не успела с ним встретиться, чтобы он слегка переделал текст под музыку. А владыка Сергий как раз благословил мой первый альбом, да и на все остальные альбомы я брала благословение именно у него. Хотелось бы выделить и своего духовника – отца Сергия Гусельникова, не только замечательного пастыря, но также известного поэта и прозаика. Кстати, у нас с батюшкой есть совместные песни – «Белый ангел», «Весеннее утро», «Пасха», за что ему очень благодарна.
– Знаю, что музыку к своим песням вы пишете сами, а откуда тексты?
– По-разному. Благодатная почва – малоизвестные духовные стихи русских поэтов, живших более 100 лет назад. Например, одна женщина принесла на православную выставку, где я выступала, старенькую книжечку дореволюционных поэтов и подарила мне, а там было стихотворение Петра Вяземского «Молитва ангелу-хранителю». Так родилась эта песня. Также ищу современных авторов, потому что для меня важно вовлечь в орбиту своего творчества людей разных возрастов и социальных слоёв, а не только людей старшего возраста, которых я безмерно уважаю. Много песен на стихи протоиерея Андрея Логвинова. Он живёт в Костроме. Очень люблю этого батюшку и его творчество. Есть песни на стихи монаха Салафиила (инока Всеволода Филипьева), подвизающегося на Афоне. Очень часто тексты присылают по интернету, даже не всё получается просматривать. Антонина Ромашкина раньше много лет подряд присылала мне стихи в письме в конверте. Эта простая женщина из Усть-Лабинского района Краснодарского края оказалась талантливым автором, на её стихи я написала песню «Матушка Богородица» – песенная молитва о материнстве.
– Меня поразила ваша песня «Плач Марии». И не только слова, но и музыка – с совершенно пронзительным проигрышем в ближневосточном стиле.
– Это слова на стихи неизвестного венгерского автора XIII века в переводе московской поэтессы Ирины Ковалёвой, музыка моя, аранжировка – самарского аранжировщика Павла Бородина. Эта песня – та планка, к высоте которой я ещё долго буду тянуться. Вообще я очень трепетно подхожу и к современным аранжировкам песен, потому что мне бы не хотелось пускаться в бездумные танцевальные ритмы, как это иногда делают. Музыка на такие тексты должна быть крайне деликатной, чтобы всё было органично.
– Я уже упомянул о том, что первая ваша песня, которую я услышал, – «Письмо украинского солдата». А другие песни, посвящённые Донбассу, у вас есть?
– Их несколько. Первой песней о Донбассе была «За Россию!» на стихи Валерия Иванова, автора из Калуги. Часто я этой песней завершаю свои концерты. Правда, пришлось изменить припев, в котором были такие слова: «Укрепи мою веру, и поднявши свой меч, я пойду умирать за Россию». Мой духовник меня не благословил использовать слово «меч»: «Ты зачем призываешь к войне?! Отвечать будешь за каждое слово на Страшном Суде!» И настоял на том, чтобы я заменила «меч» на «крест».
– А вы в Донбассе выступали?
– В 2015 году была там два раза. Один раз с благотворительным концертом, а второй раз в качестве волонтёра – привозила помощь. На каждом своём концерте я ставлю в зрительном зале коробку для сбора средств для Донбасса, а затем разными способами переправляю, – в основном на карточку местному волонтёру, а потом выкладываю отчёт на своей страничке во «ВКонтакте». Я так благодарна своим зрителям, что они отзываются на чужую боль! Вновь вырваться в Донбасс смогла только в этом году – давала концерт в Горловке 23 февраля. Гастроли помог организовать мэр города Иван Михайлович Приходько, который тоже приехал на концерт и сам спел вместе с местной певицей песню «Ангелы Донбасса». А я там исполнила свою новую песню «Моя Горловка, моя горлица». Я её стараюсь петь по разным городам России, чтобы люди не забывали о наших страдающих братьях и сёстрах.
– Я просмотрел ваш концерт в Самаре, который шёл в записи по телеканалу «Союз», и хочу отметить, что без определённого внутреннего настроя очень непросто воспринять такие песни. То есть ваши слушатели тоже должны потрудиться. И в то же время, когда камера показывала большой зрительный зал, я заметил, что он был переполнен, как на концерте какой-нибудь заезжей поп-звезды. Как часто на ваших гастролях бывает такой аншлаг?
– Нечасто. В Самаре меня просто очень хорошо знают. Я там даже рекламой концертов практически не занимаюсь.
– Кого вы бы выделили из современных авторов-исполнителей духовных песен?
– Когда я начинала петь в жанре духовной песни – это было начало 2000-х, – мне очень нравились Жанна Бичевская и, конечно же, иеромонах Роман (Матюшин). Этих авторов ценю до сих пор. Выделила бы ещё Валерия Малышева, матушку Людмилу Кононову, Светлану Копылову, Евгению Смольянинову, а в первую очередь, безусловно, протоиерея Олега Скоблю, – исключительно талантливого автора-исполнителя, тоже, кстати, в прошлом выпускника театрального вуза.
– Как часто выезжаете на гастроли?
– В последние годы – очень часто. Так часто, что иногда подолгу не бываю дома.
– Всю Россию исколесили?
– От Калининграда до Красноярска.
– Где были самые необычные выступления?
– В женской колонии в Вологде, а также в двух женских и в мужской колонии на Южном Урале. Женщины были гораздо более открыты и эмоциональны, а вот мужчины оказались более чем сдержанны. И тут, конечно, на помощь мне пришла гармошка с народной и советской песней, потому что вы правильно сказали – к духовной теме не каждый человек готов.
Также выделила бы выступление в Севастополе перед моряками Черноморского флота на ракетном крейсере «Москва». Теперь мечтаю дать концерт на подводной лодке, ну и в космосе, конечно. (Смеётся.)
– А где самая благодарная публика?
– В Донбассе. Люди там так настрадались, а приезжают к ним из России артисты, к сожалению, нечасто. Также в Киргизии – русских людей в этой республике мало осталось, и для них любое выступление певца с родины – событие. Причём на концерте было много не только русских, но и киргизов, которые очень тепло воспринимали каждую песню, размахивали российскими и киргизскими флагами. Пожалуй, ещё в женских колониях исключительно благодарный зритель – чувствовалось их колоссальное внутреннее эмоциональное переживание каждой песни.
– А с какой из ваших песен связана самая необычная история?
– В марте этого года я была приглашена в посольство Республики Абхазия, мне вручали орден «Честь и слава» III степени за популяризацию этой республики, наградной лист подписал президент Абхазии Рауль Хаджимба. Речь идёт о моей песне «Новый Афон», которая впервые прозвучала в городе Новый Афон на праздновании 15-летия победы абхазского народа в освободительной войне 1992–93 годов. Автор текста – мой папа, Николай Васильевич Борисов, инженер-физик, офицер. Песню «Новый Афон» быстро переписали местные жители на мобильники, и она, что называется, пошла в народ. И когда я пару лет назад приехала выступать в Абхазию, то на сцену выбежали абхазские дети и, к моему удивлению, стали петь эту песню наизусть. Как-то мы с папой поехали в Каманы – на то место, где, по преданию, Иоанн Златоуст сказал свои знаменитые слова «Слава Богу за всё, слава Богу за скорбь и за радость». Мы ехали в горы на уазике, и папа спросил у водителя-абхаза: «Вы знаете такую песню – “Новый Афон”?» Водитель ответил: «Конечно, знаю, её у нас все знают, как и историю этой песни. Её сочинила и спела русская девушка, она спела эту песню и умерла». Папа осторожно посмотрел через плечо на меня, а я зашлась в нервном кашле.
– Вы бывали в десятках, если не в сотнях российских городов и весей. Какой город самый лучший?
– Всё-таки Сергиев Посад, великий город в судьбе России. Каждый раз возвращаюсь сюда и насыщаюсь от него новыми силами для жизни и творчества.
Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ