Вместе со строительством северной столицы возникла необходимость создания основной транспортной артерии России – дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Это была первая в России дорога с твёрдым покрытием из плотно укатанного щебня, с множеством мостов через ручьи, реки, овраги.
Многие из проезжавших по этому маршруту оставили свои воспоминания. Иван Фомич Глушков, уроженец Твери, впоследствии тверской вице-губернатор, был автором удивительной книги, которая называлась «Ручной дорожник для употребления на пути между императорскими всероссийскими столицами, дающий о городах, по оному лежащих, известия историческия, географическия и политическия с описанием обывательских обрядов, одежд, наречий и видов лучших мест», изданный в Санкт-Петербурге в 1801 г. Это наш первый отечественный путеводитель.
Итак, в 1802 году любой путешественник, проезжавший по старому почтовому тракту, обязательно должен был посетить все ямы, где нужно было сменить лошадей. Это Ижоры, Тосно, Померанье, Чудово, Спасская Полисть, Подберезье, Новгород, Бронницы, Зайцево, Крестцы, Рахино, Яжелбицы, Зимогорье, Едрово, Хотилово, Вышний Волочёк, Выдропуск (Выдропужск), Торжок, Медное, Тверь, Воскресенское, Завидово, Клин, Пешки, Чёрная Грязь.
Именно здесь на почтовых станциях путешественники меняли лошадей. Здесь жили станционные смотрители и ямщики. У А.С. Пушкина есть повесть, которая так и называется – «Станционный смотритель». Существует предположение, что Пушкин описал в ней вполне конкретную станцию в деревне Выра, недалеко от Петербурга (смотрителя в повести так и зовут – Самсон Вырин). Сегодня на трассе Москва – Санкт-Петербург действуют музей «Государева дорога» в храмовом комплексе села Завидово и музей Пушкина в Торжке, рассказывающий о проездах поэта по старому почтовому тракту.
А вот как описывает почтовый тракт другой известный русский литератор князь П.А. Вяземский:
«Извольте ждать, нет лошадей», –
Когда губернский регистратор,
Почтовой станции диктатор
(Ему типун бы на язык),
Сей речью ставит вас в тупик.
От этого-то русским трактом
Езда не слишком веселит;
Как едешь, действие кипит,
Приедешь – стынет за антрактом.
Для обслуживания путешествующих была создана необходимая инфраструктура – размещение, причём совершенно различных категорий, питание, продажа сувениров, «экипажеремонтные» мастерские и т. д. Как бы мы сейчас сказали, для VIP-персон были построены путевые дворцы. Более скромная публика пользовалась услугами существующих гостиниц и самих почтовых станций.
Что именно представляли собой почтовые станции, очень хорошо описал известный путешественник – француз маркиз Астольф де Кюстин, посетивший Россию в 1839 году: «Дом, в котором я пишу, отличается элегантностью, представляющей собою разительный контраст со скудостью окружающей природы. Это в одно и то же время и почтовая станция, и гостиница, похожая на дачу богатого частного лица. Потолок и стены расписаны в итальянском стиле... Везде расставлены большие диваны, могущие заменить кровати, но я по горькому опыту знаю, как опасно ими пользоваться, и даже не рискую на них садиться. Почтовые станции такого рода, хотя и менее изысканные, устроены на протяжении всего пути из Петербурга в Москву и содержатся за счёт правительства».
В дороге путешественники питались макаронами, яичницей, котлетами, варёной форелью, ухой, чаем с баранками, угощались вином, квасом. Правда, о пожарских котлетах у Гоголя остались не особенно хорошие воспоминания, В октябре 1839 г. они вместе с Сергеем Тимофеевичем Аксаковым совершили путешествие из Москвы в Петербург. Аксаков пишет: «Гоголь рассчитал, что на другой день мы должны приехать в Торжок, следовательно, должны там обедать и полакомиться знаменитыми котлетами Пожарского». Гоголь заказал дюжину (!) котлет и через полчаса они были готовы. «Одна их наружность и запах, – продолжает Аксаков, – возбудили сильный аппетит в проголодавшихся путешественниках… Котлеты были точно необычайно вкусны, но вдруг мы все перестали жевать, а начали вытаскивать из своих ртов довольно длинные белокурые волосы… Так весело продолжалась вся дорога».
Считается, что в среднем скорость в час ямщицкой тройки составляла 10 км летом, 12 км – зимой и не более 8 км – в межсезонье. Специальными указами была определена ширина дороги – 1,5 сажени (3,07 метра). Длина Государевой дороги составляла 735 вёрст.
Сегодня Всероссийский маршрут «Государева дорога» соединяет две российские столицы и проходит по четырём областям – Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской. Строительство скоростной автотрассы М-11 позволило существенно освободить М-10 от грузового трафика и сделать её привлекательной для автотуризма. В настоящее время регионы-участники формируют перечень туристических объектов для включения в этот межрегиональный маршрут.
«Государева дорога» – одна из исторических дорог мира. Она внесла неоценимый вклад в формирование не только российской культуры, но и российской государственности, о чём и сегодня напоминают многочисленные памятники историко-культурного наследия.
Виктор Михайлович
Грибков-Майский