17 мая 2015 года, в последнее Пасхальное воскресенье, духовенство и верующие Богатовского благочиния Кинельской епархии встречали своего архипастыря. В преддверии престольного праздника – перенесение мощей Святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари – епископ Софроний совершил Божественную литургию в Никольской церкви села Богатое.
По окончании богослужения владыка Софроний передал храму поистине царский подарок – частицу мощей Святителя Николая, буквально накануне привезённую из Италии.
– Во все времена Николай Чудотворец почитался на Руси, – обратился преосвященнейший Софроний с архипастырским словом к богомольцам. – Для верующих частица мощей – большая святыня. Это знак особого присутствия Святителя в храме, носящего его имя. Эта святыня всегда будет вдохновлять верующих на дела благочестия и любви…
Новость о том, что Богатое «разбогатело» великой святыней, всколыхнула, обрадовала всю Самарскую митрополию. Но потом начались вопросы: «Почему им?», «За что такая честь?», «Нет ли ошибки?»
На эти вопросы тогда не смог никто ответить. И только в одной семье знали ответ.
…После богослужения в Никольском храме семья Марии Николаевны Мишиной собралась за праздничным столом. Зять Владимир Николаевич, с уважением глядя на мать своей жены Надежды, растерянно произнёс:
– Тёща, а ведь по твоим ходатайствам привезли мощи-то…
Преподобный помог!
Мария Николаевна Мишина родилась в Куйбышеве в 1951 году. В 1969 году закончила профтехучилище Министерства пищевой промышленности. Получила специальность вальцовщицы и направление на работу – на Куйбышевскую шоколадную фабрику «Россия». Но вскоре вышла замуж за хорошего парня Анатолия. Уехала с ним в Богатое – на родину мужа. Родила сына и дочь.
Когда муж ушёл к другой, задумалась о смысле жизни. Постепенно пришла к вере. И решила Богу послужить. Её приняли в Самарский Иверский женский монастырь. В обители выполняла разные послушания. Но постоянно болело сердце о том, что в родном селе, которое является административным центром района, нет православного храма. Она знала, как тяжело верующим людям без церкви. Когда представился случай, она сказала об этом правящему архиерею.
– Рядом с Богатым село Виловатое, – напомнил ей владыка Сергий. – Там восстанавливается старинный храм во имя Архангела Михаила. Службы в нём уже идут…
– Владыка, до Виловатого – десять километров. А наши верующие – почитай, все старики, машин у них нет…
Владыка Сергий задумался. И обещал помочь.
В 1998 году послушница Мария обратилась к настоятельнице монастыря игуменье Иоанне за благословением на поездку в Москву, в Верховный суд на судебное заседание.
Дело было в том, что высокая инстанция приняла к рассмотрению её давний иск к руководителю одного из предприятий Богатого, который уволил Мишину с работы с нарушением трудового законодательства.
Сёстры монастыря собрали вскладчину немного денег – и она отправилась в столицу. Там ей сказали, что судебное заседание начнётся только через неделю и попросили подождать…
– А где ждать? – вспоминала Мишина. – Моих денег «только на хлеб и обратный билет». Поехала в Троице-Сергиеву Лавру. Весь день провела на монастырской кухне – мыла, чистила, убирала. А вечером, когда монастырь закрывали, шла на родничок. Здесь стояли несколько грубо сколоченных столов – для нужд паломников. Вот на этих столах вместе с другими «хожалками» и ночевала. В пять утра открывалась Лавра, и я снова спешила на кухню…
Монахи её заметили и труды её оценили. Расспросили уже подробно: кто и откуда? А когда узнали, что она монастырская и что мечтает причаститься из рук Святейшего Патриарха, стали ей в этом помогать.
На праздник Святой Троицы Патриарх Алексий Второй служил в Лавре.
– Духовенство со всей России съехалось, – вспоминала Мишина. – Не смогла в тот день принять Святые Дары из рук Святейшего. Но монахи меня утешили, подсказали, что на следующий день Патриарх будет служить в храме во имя Святого Духа…
Когда началось причастие, монахи провели её служебными коридорами, и она оказалась у Чаши третьей – впереди высоких гостей и именитых московских сановников.
– Все эти дни в Лавре молилась преподобному Сергию, чтобы помог в Богатом храм открыть, – вспоминала Мария. – И он помог!
«Прямая линия»
Она вернулась в Самару, рассказала в монастыре, а потом и архиепископу Сергию о своей поездке в Москву.
– А я ведь всё думал над той вашей просьбой, – сказал владыка Сергий. – Будем в Богатом открывать приход. Благословляю вас помогать в этом настоятелю отцу Александру Пашкову…
Она вернулась в село. К этому времени власти Богатовского района передали под церковь старинное, дореволюционной постройки здание, в котором долгие годы находилась районная библиотека.
Началась реконструкция. В короткий срок был пристроен алтарь, ризница и крестильня. Подняты купола, устроена звонница. Никольская церковь стала первым постоянно действующим храмом в районе.
Все эти годы Мария Николаевна помогала отцу Александру благоукрашать храм. Бралась за любую работу на приходе. Была на сборе пожертвований для строящейся церкви. Торговала церковной утварью. Много ездила с разными поручениями от настоятеля.
А ещё размышляла о мистическом значении имени Николай в её судьбе. Отец у неё Николай, сват – Николай, внук – Николай, настоятель храма в монашеском постриге – иеромонах Николай. Храм, в котором она трудится, посвящён святому Николаю.
Так она пришла к мысли, что в храме «для полноты» нужны… мощи Святителя Николая Чудотворца.
Когда она впервые увидела по телевизору «прямую линию» президента с народом, задумалась. Сильное впечатление производил тот факт, что глава государства вникал в проблемы простых людей и решал их.
Так родилось желание попросить у президента частичку мощей любимого святого – Святителя Николая Чудотворца. Стала каждый день просить Святителя Николая помочь в осуществлении этой просьбы. Об этом рассказала дочери и зятю.
– Бабка, ну ты вообще… – оторопел зять Владимир Николаевич. – Нет у президента более важной задачи, чем твоими проблемами заниматься. Пожалуйста, не смеши людей…
Но Владимир Николаевич плохо знал свою тёщу.
Мария Мишина начала следить за новостями по телевизору. И когда стало известно об очередной «прямой линии», записала телефоны контакта. Потом обдумала свою речь, даже отрепетировала. И позвонила.
Но разговор она начала с рассказа о том, как её отец Николай Васильевич Черных в 1941 году спасал в Воронеже во время бомбёжки авиационный завод. Как потом работу этого завода налаживал в Куйбышеве, как работал плавильщиком в литейном цехе...
– Владимир Владимирович, отец, конечно же, заслужил награду, но я прошу награду не для отца, а для нашего храма. Этой наградой для верующих нашего района была бы… частичка мощей Святителя Николая Чудотворца из Италии. Если сможете, помогите, пожалуйста…
Положила трубку. И засомневалась: правильно ли её поняли девушки-телефонистки? Вопрос-то серьёзный, а девчонки они и есть девчонки… Слышали ли они вообще что-нибудь о святых мощах?
И позвонила второй раз. Всё растолковала.Её заверили, что «вопрос понятен» и «будет рассмотрен».
Успокоилась. Оставалось только ждать.
Когда началась «Прямая линия с Владимиром Путиным», секретарь президента Дмитрий Песков сообщил:
– Поступило 1,2 миллиона звонков; 24 тысячи ММС; 285 тысяч СМС, 6,5 тысяч видеообращений; 190 тысяч писем на сайт.
– Тёща, ты этот объём обращений к президенту вообще представляешь? – спросил её зять. – Не питай иллюзий…
– Неужели ещё кто-то будет просить президента о мощах? – не сдавалась она.
…Прошёл месяц. И частичка святых мощей великого Угодника Божия Святителя Николая, как и просила Мария Николаевна Мишина, была доставлена в Кинельскую епархию из Италии, из города Бари – с точным указанием адреса: село Богатое, храм во имя Святителя Николая Чудотворца.
Официально имя таинственного благодетеля осталось в тайне.
Олег Иванович БЕДУЛА