Протоиерей Александр Шаргунов - Начало времени Церкви

Архив: 

 

 

6 июня - Вознесение Господне

 

Праздник Вознесения Господня. «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф. 4, 8). Вознесение Господне прежде всего возвещает об отшествии Христа. Оно открывает Его отсутствие. «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1, 9).

Ученики, которые не всегда хорошо понимали Своего Господа, даже после Воскресения («Не в сие ли время Ты устрояешь Царство?») стоят, опустив руки, и смотрят на небо. Им невыносима разлука с Человеком, Который сейчас торжественно уходит от них. «Не прикасайся ко Мне!» – сказал по Воскресении Своём Христос Марии Магдалине. Ученикам надо лишиться этого присутствия Христова, чтобы узнать другое Его присутствие, которое будет дано всему миру, во всей Его силе и безграничной благодатной полноте. Но для этого необходима Пятидесятница.

Они стоят и ждут. Ждут чего? Вне сомнения, исполнения обетования Отца Небесного. Но они ещё не знают по-настоящему, что это значит. Вне сомнения, они ждут возвращения Христа на землю со славою. А пока время как бы остановилось. Им ничего не остаётся, как только ждать. Один Господь может всё изменить, Он один может установить Царство. Разве не такое же впечатление производит порой духовная жизнь многих верующих? Они стоят и ждут. Разумеется, с молитвой и церковными песнопениями. Но время как бы остановилось, всё сосредоточено на грядущем Дне Господнем, на конце времён. Их взоры обращены «к небу». Но пока не облекутся они «силою свыше», всё, что совершил Христос ради них на земле, будет как бы отнято от них. И молитва их – самое драгоценное делание христианина – ещё не всё. Не потому что время ещё не пришло, а потому что они почти сознательно закрывают глаза на страдания людей, на то, что происходит в мире. В то время как созерцание неба, устремлённость ко Второму Пришествию Господа во славе могут и должны более всего вдохновлять на Христов труд на земле. И Христос призывает Своих быть «в мире, но не от мира» (Ин. 17, 14–18).

И мы слышим ангелов, которые хотят возвратить нас на землю: «Мужи и братия, что вы стоите и смотрите на небо?» Здесь и сейчас это происходит. Здесь Господь встречается с вами, не там. Здесь вы должны свидетельствовать о Нём, здесь и до пределов земли, чтобы уготовить Ему встречу, чтобы Он был познан всеми и узнан. Здесь – значит в ваших домах, в ваших городах, в ваших странах, в вашей скорби и радости. Не существует «другого мира», не существует такого неба, где Христос находился бы в священном убежище, скрываясь от нас. Дело Божие, слава Божия – здесь, в этом мире, который – Его творение и который должен стать «другим», то есть соответствующим любви, предлагаемой Богом. Будем внимательными к тому, что Церковь говорит о небе и земле, об этом мире и том мире, о времени и вечности. Потому что Господь Вознесением Своим зовёт нас к непрестанным усилиям в духовном восхождении, к нашему участию на земле в служении Царству Божию.

Вознесение Господне – это начало времени Церкви, призванной являть Христово присутствие, реальность и конкретность Его спасительного действия во всех местах и во все времена до скончания века. В Своей Первосвященнической молитве Христос открывает нам тайну этого единения Его Церкви с Ним и с Отцом Небесным. Единого служения – Его и Церкви. «Я уже не в мире, но они в мире... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 11; 20–21).

Таинство Евхаристии, которому мы приобщаемся в этот праздник, которое совершается в Церкви каждый день, – разве не достаточное свидетельство этого постоянного присутствия Христа Спасителя с нами? Но для того приобщаемся мы Христу, как говорит святой Иоанн Златоуст, чтобы обрести способность видеть в каждом человеке «другого Христа». Как это откроется при Втором Пришествии Господа, о котором возвещает нам праздник Вознесения. Да будет дано нам узнать, что мы принадлежим Церкви Его, что «если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6, 5). И Вознесения.

Но всё совершается Господом по порядку. Вначале – «подобием смерти Его» и только потом – «подобием воскресения». И Вознесения. Суть нашей веры заключается в том, чтобы мы даром Пятидесятницы достигали «возраста Христова» и становились учениками, способными понести без всякой самонадеянности, но и без страха, страшное служение Самого Христа в этом мире.

Протоиерей Александр Шаргунов