Решение Владимира Путина обеспечить предельно упрощённый режим получения российского гражданства для жителей Донбасса оказалось настоящим политическим землетрясением.
В шоке все – от патентованных российских либералов-заукраинцев до «увы-патриотов», последние пять лет делавших себе имя и небольшую припухлость бумажника на повторении мантры: «Путин слил Донбасс».
И в самом деле – весь политологический дискурс последних нескольких лет, строившийся вокруг предположения, что Кремлю Донбасс в тягость и российская власть намеревается не мытьём так катанием «всучить» восставших русских назад Украине, рухнул в одночасье.
Массированное превращение жителей Донбасса в граждан России означает, что ни о какой передаче Донбасса Украине, ни о какой «автономизации» в её рамках речи уже не идёт, и в Кремле это отлично понимают, в некотором смысле «сжигая мосты» и принимая на себя за тамошних русских полную ответственность.
Весьма характерны в этом смысле слова Владимира Путина: «Паспорта выдают Венгрия, Румыния. У меня возникает вопрос, а чем же русские, проживающие на Украине, хуже венгров и румын?»
И в самом деле, Венгрия и Румыния раздают свои паспорта гражданам Украины по этническому признаку, впрочем, охотно расширяя его для всех желающих, и это уже вызвало скандал с официальным Киевом в Закарпатье.
Важно, что принадлежность к русскому народу стала рассматриваться как повод и основание для приобретения российского гражданства. Фактически реализуется вариант, на котором русские патриоты, защитники единой и неделимой России, давно настаивают относительно всех русских регионов бывшего СССР. Основанием для предоставления гражданства становится сам факт принадлежности к определённому историческому и культурному пространству, по сути – факт происхождения, не обусловленный никакими дополнительными условиями, поклонами чиновникам, извинениями за то, что, будучи русским человеком, ты имел несчастье родиться или оказаться в 1991 году не в той точке пространства. И в этом смысле, конечно, логику «апрельского указа» следует как прецедент со временем распространить всюду, где русские нуждаются в защите и поддержке.
Переход в вопросе российского гражданства к «праву происхождения» от плясок вокруг «международно признанных» границ – это исторический перелом, последствия которого будут огромными.
Характерно и то, что речь не идёт о спонтанном акте. Напротив, к нему готовились много месяцев, проводили систематическую работу, о чём рассказывает известный ополченец, автор знаменитых «85 дней Славянска» Александр Жучковский.
«Работы по созданию соответствующей инфраструктуры велись с конца февраля в УФМС Ростовской и Воронежской областей. Построены пункты пропуска вблизи границы, заготовлены бланки паспортов, закуплены автомобили, которые будут курсировать с документами с территории республик в УФМС и т. д. Кроме того, возле КПП на границе будут развёрнуты мобильные пункты для облегчения приёма документов от людей, которым затруднительно добираться в стационарные пункты в РФ».
«УФМС Воронежской области будет выдавать паспорта жителям ЛНР, ростовское управление – жителям ДНР.
Пропускная способность ростовского УФМС – около 15 тысяч паспортов в месяц, мощности воронежского примерно те же. То есть можно ожидать, что уже летом ежемесячно паспорта РФ будут получать около 30 тысяч жителей ЛДНР, – уточнил Жучковский. – В первую очередь документы получат силовики и военные, большинство которых уже в марте-апреле написали заявления.
Далее – республиканские госслужащие и бюджетники. Насколько я понимаю, на российский паспорт могут претендовать не только обладатели паспортов ДНР и ЛНР, но и все люди, имеющие прописку на подконтрольной России территории Донбасса…».
И в этой систематичности и основательности работы лучший ответ всем нашим плакальщикам по «демократии, как на Украине», с политическим цирком, «настоящими дебатами» и прочим языкочесанием. По донбасскому сюжету очень хорошо видно, что есть у России и чего нет у Украины – государство. Та медленная, неповоротливая, бездушная и подчас жестокая (я имею в виду не кровавые последствия большевицкой тирании, водворившейся как раз в результате гибели нормального государства, а именно обычную косную жестокость бюрократии) машина, которая разворачивается по миллиметру в час и до которой докричаться очень трудно. Но зато когда она что-то делает, то результат этого дела по-настоящему фундаментален.
В одной из лучших исторических монографий «Борьба московского государства с татарами в первой половине XVII века», написанной на русском языке, чётко показан контраст между тем способом, которым реагировала на угрозу Крымского ханства Польша, Речь Посполитая, и тем, каким способом реагировало Русское царство, Москва.
Польские паны в красивых одеждах и блистающих доспехах выезжали в Дикое поле, разбивали татар в сражении и, довольные красивой победой, уезжали. А на следующий год кочевники приходили снова, сжигали деревни, вырезали мужчин, насиловали девушек, угоняли на работорговый рынок в Кафе детей… Московские воеводы и дьяки годами копошились в грязи с лопатами и заступами и строили огромную Белгородскую засечную черту, которая перегородила всю степь на 800 километров и просто перекрыла крымцам доступ в заселённые русскими людьми земли. Те побесились несколько лет с голодухи и… набросились на Речь Посполитую, поддержав восстание Богдана Хмельницкого, в результате чего уже и Украйна отошла к Москве под власть невесёлых и упорных русских воевод.
За прошедшие с Русской весны годы многие погибли, всем добрым русским людям этот минский мир, который был хуже и кровавей войны, вымотал все нервы. Но оказалось, что вся болтовня о «предательстве» была горячечной фантазией. Российское государство (которое теперь официально подчеркнуло на высшем уровне, что оно и Русское государство) укреплялось, готовилось и выжидало окно возможностей, которое и появилось при политической пересменке на Украине (в ходе той самой «демократии»).
Истерики Порошенко уже не имеют значения для Запада. Истерики Зеленского ещё не имеют. Так что приходи и бери и делай то, что должен, когда американцам и ЕС есть чем заняться и без Украины, и серьёзного сопротивления они оказывать не будут.
Бить в стык – золотое правило стратегии. И то, что Кремль немедленно, как образовался политический стык, в него ударил, немедленно использовал открывшееся окно возможностей не ради политической торговли, а в конкретных жизненных интересах конкретных живых русских людей, доказало – вся мифология о том, что российская власть спит и видит, как бы избавиться от Донбасса, создавалась и распространялась заведомо лживыми людьми с негодными целями. Оказалось, что судьбы людские и интересы русского народа на мелкие дипломатические очки в игре с воображаемым другом Кремль не меняет.
Не очень умные (или очень нелюбящие русских) люди заявляют, что своими решениями по Донбассу Путин якобы «бьёт в спину» Зеленскому. Мол, тот пообещал прекратить войну, а ему такое осложнение. Это откровенное лице-
мерие.
«Ударом в спину» было бы огласить решение России до украинских выборов и тем самым ослабить выразительность их результатов. Теперь же получившему небывалый перевес Зеленскому следует заботиться не о жителях ДНР и ЛНР, которые за него не голосовали и не имеют к политическому пирогу Украины никакого отношения, а о своих избирателях, пока они тоже не разбежались в разные стороны. Это Украине нужен мир – не меньше, чем Донбассу. Это в интересах тех украинцев, которые не считают себя русскими, любое стабильное решение донбасского вопроса, включая полное присоединение республик к России. Потому что отсутствие решения ослабляет любую Украину – и пророссийскую, и антироссийскую.
При этом полагаться на то, что Зеленский исполнит свои обещания и что-то там закончит, никаких оснований нет. Украина вступает не в период благорастворения воздухов, а в период всеобщей политической смуты. Верховная рада и Порошенко вполне могут успеть принять закон о таком ограничении полномочий Зеленского, после которого, что он и на ком обещал, будет уже абсолютно не важно. Уже принятый закон о безсмысленной и безпощадной украинизации показывает, что в деле тотальной русофобии Рада и майданная политическая клика, которая её контролирует, пойдут до конца.
Украину ожидает углубление политического конфликта. Возможно, с переходом к гражданской войне. В этом конфликте мы должны, безусловно, симпатизировать более умеренной и менее русофобской стороне. Но охранять и продвигать нам надлежит не её, а свои интересы.
Интерес же России довольно прост. В первую очередь это умножение числа граждан России, которые имеют русские корни и принадлежат русской культуре, русских в широком смысле слова, не ограничивающемся «великороссами» (хотя и великороссов в узком смысле в Донбассе очень много).
Россия своих не бросила.
Егор Станиславович ХОЛМОГОРОВ
Случилось то, за что я выступал все эти годы во всех эфирах и со всех трибун.
Нет сомнений: это радость для территорий, которые пять лет обливаются кровью, потеряв более 10 000 убитыми, для всех наших людей, для всех, кто сочувствует беде и боли заложников войны. Но сколькие не дождались!
Всё время звучат речи о демографическом провале... А тут сразу несколько миллионов новых граждан России. Наших, родных, говорящих и мыслящих по-русски. Они ничем не отличаются от жителей соседней Ростовской области.
Люди ждали паспортов России, потому что с её именем на устах они подняли своё восстание. Паспорт даст право жить в России беженцам, мыкающимся по адовым кругам бюрократии. Гражданство поможет свести концы с концами и тем, полуголодным и нищим, кому из Донбасса и деваться некуда.
Эта паспортина – надежда на прекращение смертоубийства.
Надеюсь, это крыло защиты.
Сергей Александрович ШАРГУНОВ,
депутат Госдумы РФ