Пётр Давыдов - Правота Патриарха Павла

Архив: 

Сейчас в городе Гнилане, административном центре Косовского Поморавья, городе с примерно 130-тысячным населением, проживают всего 30 сербов – другие изгнаны или убиты. И всё же сербы упорно продолжают жить в Косово и Метохии. Православное кладбище Гнилане разрушено, осквернены могилы, опрокинуты кресты и памятники.

Однажды покойный Патриарх Павел сказал: «На земле Господней достаточно места для всех нас, если мы способны быть людьми и будем ими. Чего не доставало Каину, что он убил брата своего? Будем ли злодеями, как он, вся планета нам будет мала. Нужно быть человеком, никто не спрашивал у нас, хотим ли мы родиться сербами, албанцами, неграми или китайцами. В этом нет ни нашей ответственности, ни нашей заслуги. Но то, как мы будем поступать, невзирая на национальность, расу и происхождение, будем ли пред Богом падать или подниматься, – зависит от нас. Все мы произошли от Адама и Евы. Будем ли людьми – будет хорошо, будем ли нелюдями – всё напрасно».

Какова жизнь в Косово сейчас? Наш собеседник – Бошко Козарски, управляющий Русской школы в Белграде, организатор паломнических поездок в Косово и Метохию.

Бошко, изменилась ли жизнь сербов в Косово и Метохии после провозглашения «независимости Косово»?

– Жизнь сербов, конечно, изменилась после одностороннего провозглашения независимости, но в то же время осталась прежней, потому что голгофа сербского народа идёт непрерывно, веками. Можно даже сказать, что жить в Косово, будучи сербом, – это настоящий подвиг. Но это никак не влияет на решимость многих сербов остаться у своих очагов и продолжать отчаянную духовную оборону святой сербской земли.

– Ведь и раньше Косово не было чисто сербским районом – здесь жили и албанцы. А при Тито их стало в разы больше.

– Даже в то время, когда у Сербии была полная власть над Косово, ситуация не сильно отличалась от сегодняшней, кроме тех случаев, когда при возгорании межэтнических конфликтов ситуацию разрешала сербская полиция и сербское правосудие. На сегодняшний день у сербов, живущих в Косово, нет доверия к временным государственным учреждениям. С уверенностью можно сказать, что политика Иосипа Броза Тито была антисербской и что главной ошибкой сербского народа в ХХ веке явилось как раз поклонение коммунизму, а не следование Евангелию.

Почему сербы так быстро потеряли контроль над Косово? Прав ли Патриарх Павел, когда объяснял причины потери сербского Иерусалима в т. ч. утратой семейных ценностей?

– Абсолютно прав! Так и есть. В тот момент, когда сербы поставили партию выше собственной системы ценностей, тогда и началась наша пропасть. Когда брат «стучал» на брата из-за антикоммунистического мнения, вот тогда мы и пришли к тому самому братоубийству, и тогда сербы разделились на детей Каина и Авеля. Сегодня мы отвечаем за эти грехи, пытаясь восстановить те семейные ценности, о которых нам напомнил блаженно почивший Патриарх Павел. И нападок на семейные ценности, попыток их уничтожить, как мы видим, много. Начиная с «гендерной идеологии», вплоть до полной либеральной системы, – идёт активная и агрессивная пропаганда.

– Какой урок видят сербы в создавшемся положении?

– Время – это своего рода экзамен, который покажет, усвоили ли мы урок, понятно ли нам, почему мы фактически повторно проходили курс национального выживания. Слава Богу, у нас есть право на пересдачу экзамена, и я надеюсь, что на этот раз мы не опозоримся, иначе нам определённо придёт конец.

Видят ли сербы в албанцах только врагов или же в Косово возможен мир?

– Албанцы нам не враги, они выступают в качестве исторических испытаний, навязанных нам в ХХ веке. Очевидно, что сербы – это великая историческая нация, о которую ломались копья. Понятно, что сербы замедлили приход нового мирового порядка, особенно в 1999 году, когда они стояли на первой линии обороны, сражаясь с сильнейшими странами, объединившимися в альянс НАТО. Наши враги намного сильнее, чем албанцы, и вследствие этого мы на них смотрим как на народ, который использовали и наполнили ненавистью к сербам, т. е. как на жертву ненависти. Я верю, что они образумятся и согласятся стать нашими соседями, потому что в противном случае страдать будут оба народа.

– Действительно ли Косово можно назвать сейчас независимым? От чего оно независимо?

– От здравого смысла. Косово – это западный протекторат, часть Сербии, находящаяся под оккупацией, из которой члены НАТО черпают природные богатства, объясняя это каким-то «новым албанским государством». Косово не является независимым, оно оккупировано. И оккупировано временно. Когда мы, сербы, как народ станем лучше, Бог вернёт нам Косово. Хотя это может быть и плохо для нас, потому что мы поворачивались против Бога, открещивались от Его даров, забывая Его благодарить и вести себя достойно. Возможно, находиться в состоянии постоянной борьбы за святыни – лучший из вариантов для сербов. Мы умеем побеждать, но ещё не научились, как себя вести после победы.

Очень самокритично. Но – дай Бог вам сил держаться.

– Спаси Бог Сербию и Россию! Спаси Бог сербов и русских братьев. И всех остальных.

– И албанцев?

– И албанцев. Мира всем нам.

Беседовал Пётр Михайлович ДАВЫДОВ