Первая наша остановка в путешествии по Русскому Северу – в древнем русском городке Романове-Борисоглебске (Тутаеве), входящем в Золотое кольцо России.
В 1238 году на правом берегу Волги возникло маленькое поселение. Согласно Сухоневской летописи, Борисоглебская Слобода принадлежала угличскому князю Роману. При Иване Грозном княжество вошло в состав Великого княжества Московского. В Смутное время Романов был разграблен и сожжён, но вновь возродился. В нём развивалось корабельное дело, строились суда – «романовки», которые отличались быстроходностью и маневренностью. Процветала торговля. По указу Александра I в 1822 году два самостоятельных города объединили в один – Романов-Борисоглебск – «для удобства в обращении».
В 1918 году город был переименован в честь погибшего здесь молодого красноармейца Ильи Тутаева. Уже в наше время несколько раз поднимался вопрос о возвращении городу исторического названия, в итоге референдума перевесили голоса за Тутаев.
Наша экскурсия началась с левого берега, куда мы переправились на пароме. Волга в летнее время достаточно широкая. Во время переправы любовались прекрасным видом на Романовскую сторону с множеством живописно разбросанных по холмистому берегу старинных церквей.
Спасо-Архангельская церковь – один из лучших храмов города. Старообрядцы перенесли сюда замечательный старинный образ Всемилостивого Спаса. Спасо-Архангельская церковь имела свою школу, богадельню для престарелых, при ней же в начале XX века было создано единственное в городе общество трезвости. В советский период этот храм закрыли. Чудотворная икона была утеряна в начале 30-х годов. До сих пор её судьба неизвестна.
Почти все романовские купеческие роды были из старо-обрядцев, владели домами и заводиками, баржами, вели торг. После указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» и официальном прекращении преследования старообрядцев, романовские староверы стали собирать деньги на сооружение своей церкви. В 1911 году началось возведение старообрядческого храма в честь св. Тихона Амафунтского.
Сейчас Свято-Тихоновская церковь приписана к приходу Крестовоздвиженского собора. Ни старообрядческой, ни единоверческой общины в городе нет.
С воды видны купола Крестовоздвиженского собора – первого каменного храма города – жемчужины старого Романова. Можно сказать, что Крестовоздвиженскому собору повезло больше всех: храм был законсервирован в советские годы, эта территория охранялась, здесь никто не безчинствовал. А в девяностые храм открыли, он стал просушиваться и… началось разрушение замечательной фресковой росписи XVII века.
Настоятель, игумен Антоний (он возглавляет фонд «Русские традиции»), выписал специальный состав, которым покрыли фрески. Отец Антоний планирует установить климат-контроль, чтобы максимально сохранить уникальную роспись. В этом храме хранятся мощи Романа Угличского.
Воскресенская церковь была разрушена первой в 30-е годы. Сейчас на этом месте два жилых дома. Трагична судьба её последнего настоятеля отца Михаила Белороссова. После закрытия храма отец Михаил отправил семью в Ярославль, а сам остался закончить дела. Уладив их, отправился вслед. Друзья советовали ему снять рясу, надеть мирскую одежду. Он этого не сделал. По пути в Ярославль партийные активисты жестоко убили его, надругались над телом. Супруга потом ходила по деревням, расспрашивала. Тело нашли, похоронили на старом Троицком кладбище. Отца Михаила причислили к лику святых как священномученика. Мощи его почивают в Троицкой церкви.
На Троицкую церковь были самые серьёзные гонения. Последний настоятель храма никак не находил с новой властью общего языка, был её противником. Он практически не выходил из лагерей: только выпустят его, проведёт одну-две службы, и его снова сажают. А люди его очень любили и уважали. Последний раз его отправили в ГУЛАГ. Троицкую церковь закрыли, в ней устроили птицефабрику.
Показались зелёные маковки строгой и одновременно лёгкой Леонтьевской церкви. В этом храме была удивительная икона Параскевы Пятницы. Куда исчезла эта икона – неизвестно. Она была богато украшена драгоценностями, камнями, вставками из золота и серебра. Видимо, в хрущёвские времена, когда была кампания по закрытию церквей, её разворовали. Некоторое время прихожанином Леонтьевской церкви был архимандрит Павел (Груздев), особенно почитаемый и любимый горожанами старец. Отец Павел похоронен на Леонтьевском кладбище, за могилой приглядывает отец Михаил, настоятель Леонтьевской церкви, там же хранится скуфейка отца Павла.
Отец Павел 18 лет провёл в лагерях как враг народа. После пыток почти ослеп, а духовное зрение с годами только обострялось. К отцу Павлу народ ехал со всей страны. Он помогал всем. Любимым его обращением было: «Родные мои».
Духовные чада вспоминали, как в больничной палате всё благоухало ароматом свежего соснового леса. Когда он умирал, осветилась и сама палата, и реанимация, и коридор.
Архимандрит Павел (Груздев) помогал духовно не только при жизни, но и сейчас, приходя на его могилку с какой-нибудь тяжестью на душе, люди уходят окрылённые. Отче Павле, аще имаши дерзновение, помолися о нас ко Господу Богу!
Следующая остановка – аскетичная Покровская церковь. Совсем рядом с ней находятся Архангельская церковь и любимая всеми Троицкая. Они-то и собирали всех прихожан. Парадокс истории – те церкви, приходы которых ранее были самыми богатыми, в настоящее время стоят закрытые, а самый бедный нищий приход в лихолетье сохранил иконы из близлежащих храмов и действует.
Покровскую церковь дважды обворовывали в девяностые годы, несколько раз снимали колокола. Кстати, в Тутаеве есть своё колокололитейное предприятие. Его хозяин – Шувалов, потомственный литейщик, родом с Урала, загорелся лить колокола старинным дедовским способом. У каждого шуваловского колокола свой индивидуальный голос.
Проехали мимо Спасской площади – на ней раньше стояла Спасская церковь, сейчас это площадь Ленина и памятник ему – на огромном постаменте несоразмерно маленькая и от этого такая комичная фигурка Ильича.
Вообще, в этом плане город удивительный – выйдя из храма XVII века можно попасть, например, в парк советского периода, где вы полностью окунётесь в советскую эпоху – скульптурные фигурки мальчика с горном, девочки-пионерки, памятники Маяковскому, Горькому, Калинину. Романово-Борисоглебская земля богата и на храмы, и на людей, знаменитых и замечательных. Фёдор Толбухин, маршал Советского Союза; первая женщина космонавт Валентина Терешкова; Фёдор Ушаков, великий флотоводец, удивительный человек…
С набережной во всю красу открывается нарядная и своевольная Казанская Преображенская церковь. Построена она с некоторым нарушением канонических основ – колокольня стоит за алтарём и чуть выше. Легенда гласит, что, когда решили начать строительство, отслужили молебен. А когда пришли строить, то обнаружили, что освящённый камень лежит гораздо ниже. Было решено ставить церковь там, куда скатился камень, а где служили молебен, – там поставили колокольню. Казанская икона Божией Матери в настоящее время находится в Казанском женском монастыре в Ярославле. Ежегодно в июне её из Ярославля приносят крестным ходом в Тутаев. А для Тутаева же был сделан список.
С набережной также замечательный вид на Воскресенский собор – самый известный храм города. От него во все стороны расходятся улочки, и видно собор чуть ли не на полгорода.
Здесь хранится самая большая святыня города, удивительная икона Воскресенского собора – Всемилостивый Спас. Икона внушительных размеров – 3 на 3 метра. Есть традиция проходить под ней на коленях. Проходя под иконой (или, точнее, проползая на четвереньках), ощущение удивительное – как будто у Христа за пазухой побывал. Как я уже говорила, в городе было много старообрядцев, молились они по домам, но эту икону в Воскресенском соборе очень почитали. И вдруг её на 40 лет забирают в Ростовский митрополичий дом. Борисоглебцы-романовцы долго отпрашивали икону обратно, и когда им её отдали, то несли икону на руках пешком от Ростова Великого. В нескольких километрах от города остановились омыть образ от дорожной пыли – на этом месте потом забил святой источник. Воскресенский собор в советские годы не закрывался, благодаря чему удалось многие иконы и реликвии сберечь, в т. ч. икону Богородицы «Благодатное Небо». Эта икона была заказана Иоанном Кронштадтским, писали её в Петербурге. Он получил здесь в благодарность земли и устроил Валуновский скит. В советские годы скит разрушили. Сейчас начали восстанавливать, и икону Богородицы в скит вернули, а в Воскресенском соборе остался список. Рядом с иконой Спаса – резная икона свт. Николы в парчовых одеждах. На каждый праздник облачение святого меняют по цвету.
Чтимые святыни Благовещенской церкви – Донская икона Божией Матери и крест с мощами.
Анна Алексеевна Андреева