Ирина Ушакова - Мы отвоевали 9 мая

Архив: 

 

О двухсерийном документальном фильме Валерия Тимощенко «Луганская повесть»

 


Война в Донбассе (в Новороссии) не закончится, пока мы не поймём, где она началась. Болезнь – в том, что катастрофа 1917 года не осмыслена, в том, что русская деревня гибнет, а мерзость запустения – в самом сердце России. 

Болезнь – это состояние Волги, которая практически не течёт в верхнем и среднем течении. Болезнь – в том, что наши кинематографисты откровенно подражают Голливуду, и это считается хорошим тоном. Болезнь – то, что выпускники российских школ, за редким исключением, не знают истории и культуры собственной страны, не ассоциируют с ней своё будущее…

А война на окраине Русского мира – это всего лишь симптом. Как только сердце наше ослабевает, как только русский народ не верит власти, всё начинает валиться из рук, и сразу война горит на окраинах Руси.

Именно о людях Донбасса, которых называют по-разному, кто-то – ополченцами, кто-то, по ту сторону фронта, – террористами и сепаратистами, ватниками и колорадами, документальный фильм Валерия Тимощенко «Луганская повесть» (Краснодарская киностудия им. Н. Минервина).

После атаки украинского штурмовика на здание Луганской администрации в июне 2014-го и обстрела его авиационными ракетами, прямо у входа в здание погибли женщины, одна из них – с оторванными ступнями, умирая, смотрела в кадр и шептала: «Помогите, ребята…». Кто-то, встретив этот взгляд, придя домой, быстро собрал манатки, взял жену и рванул, не откладывая, в Россию получать статус беженца, а кто-то пошёл в ополчение, встал на блокпост с одним автоматом на двоих, с охотничьим ружьём, с лопатой.

Вот и автор этого фильма, известный кинодокументалист, председатель крае-вого Краснодарского отделения Союза кинематографистов России Валерий Тимощенко тогда, в июне 2014-го, зашёл в станичный храм к своему батюшке, они посмотрели друг другу в глаза и кивнули, не сговариваясь: «Надо ехать». Решили, что там сейчас их место – и документалиста, и священника.

Это не первая, а пятая война, которую снимает Валерий Тимощенко. Он снимал как военный оператор в Карабахе в 1990 г., на Абхазской войне в 1992 г., на Чеченской 1996-го, в Цхинвале в августе 2008-го и вот теперь в Донбассе. Поэтому он предельно отчётливо понимает, как мимолётно это мгновение. Чуть опоздаешь – и в эту реку уже не войти.

Все герои фильма «Луганская повесть. Граница» даже в те первые дни не скрывали своих лиц, ничего не боялись, просто раз и навсегда были убеждены, что обратного пути у них нет. Здесь могилы родителей, их дома, школьная учительница русского языка и литературы, река, где в детстве мальчишками ловили рыбу, – словом всё то, что составляет человеческую личность. А где-то в другом месте они были бы просто беженцы, люди без биографии.

Первая часть фильма «Луганская повесть. Граница» начинается с пронзительной съёмки горящего пшеничного поля в станице Луганской. Его тушат местные жители. И они обращаются к нам: «Я не могу на это смотреть! Хлеб горит! Ребята, помощь нужна!»
Герои фильма – они же герои этой войны. Атаман Луганского округа Донского казачьего войска Леонид Александрович Рубан. Его можно было увидеть на командном пункте, на любом простреливаемом участке дороги, где патрулируют ополченцы, в кабинете главы ЛНР Валерия Болотова.

Влад – бывший ведущий инженер на Алчевском металлургическом комбинате и одновременно художник, резчик по дереву. Казачья кровь, бывший советский сержант ВДВ, а сегодня начштаба казачьего полка. Символично на этой войне и то, что окопы ополченцев проходят по окопам Великой Отечественной. И если по ту сторону фронта нынче Победа 1945-го – это не победа, то здесь, в Донбассе – от Победы никто не отрёкся. 

Всякое было на этой войне. Воевал – целых два дня – на стороне ополченцев пленённый ими боец из подразделения «Айдар». «Хорошо воевал. Дали ему гранатомёт, чтобы он нас не пострелял, – рассказывает ополченец. – Потом купили ему на свои деньги билет на Киев и так ещё дали за работу».

В те самые дни, когда погибли журналисты телеканала «Россия» на дороге у посёлка Металлист (вместе с ними погибли и ополченцы), в посёлке «Счастье», по свидетельству ополченцев, были расстреляны все те, кто поддерживал их, даже просто на словах, сочувствовал им – мужчины, женщины, подростки.

Эти простые люди наверняка не знали, что Джейми Шеа, заместитель помощника Генерального секретаря НАТО по новым вызовам безопасности в рамках дискуссии «Украина и НАТО: партнёрство, целью которого является сохранение целостной и свободной Европы» в Киеве 27 мая 2015 мая заявил: «НАТО сотрудничает с Украиной в интересах безопасности всех членов Альянса в связи с поддержкой, оказываемой Россией сепаратистам на юго-востоке Украины. НАТО находится в состоянии готовности, на случай если Путин продолжит вести себя агрессивно».

Жители посёлка Счастье отстаивали своё право жить на прадедовской земле, право читать книги и разговаривать на русском языке. И у них было своё понимание о «целостной и свободной Европе».

Июнь 2014-го. Момент истины. Трудно поверить, но в эти дни Луганск обороняли не более тысячи ополченцев. Тогда и трое бойцов много значили, а уж 30 – тем более казачий взвод, был как полк, как армия. Это позже придут русские добровольцы, гуманитарные конвои, и Россия начнёт помогать республике. Но если бы они, эта самая тысяча, не создали линию противостояния – Границу с большой буквы, помочь было бы невозможно – некому.

Пусть не финалом, но точно кульминацией этой истории была дата 9 мая 2015 года. Всего-то год назад воевал только один казачий взвод, а теперь автору фильма посчастливилось снять, как казачьи полки полного состава с танками и «Градами» шли парадным шагом по главной улице Луганска, и весь город, совсем недавно вымерший, вышел на улицы. Праздник был такой, какого не бывало и в лучшие советские времена. Люди наперебой подходили и просили сфотографироваться с атаманом Леонидом Александровичем Рубаном, с командиром казачьего полка Павлом Дрёмовым, тогда ещё живыми.

Вторая часть фильма «Луганская повесть. Комбриг» – о том, как в Донбассе рождалась по-настоящему боеспособная добровольческая армия. В центре повествования судьба, жизнь и смерть командира бригады «Призрак» Алексея Мозгового (3 апреля 1975 – 23 мая 2015).

За что воевали эти люди? Один из героев фильма, прошедший всю войну от весны 2014-го до сегодняшнего дня, сказал: «Единственное, чего мы реально добились, – отвоевали 9 мая. Это невозможно опровергнуть. Мы, как ни странно, перезваниваемся со своими противниками время от времени. После Дебальцевского котла они говорили, что потерпели такое сокрушительное поражение якобы потому, что с нашей стороны воевали кадровые части Российской армии. Да не было никакой армии, говорю я им. Да, были советники, да, были добровольцы, отпускники. Но проиграли вы не поэтому, а потому, что победы у вас не может быть в принципе. Вы же Победу отменили вместе с 9 мая».

Алексей Мозговой стал героем не только в народном сознании Новороссии, он герой для всех русских людей, кто ещё не утратил чувства достоинства, чувства правды. Неподкупный, отважный боевой офицер. «Не бойся за шкуру, бойся за честь», – говорил он.
В кадре фильма он звонит по телефону девушке убитого солдата ВСУ, что был родом из Славянска. Сообщает, что парень погиб, потом разговаривает с его матерью. Даже в этой страшной ситуации у них нет ненависти друг к другу. Ему нелегко говорить с родными погибшего, но он идёт на это, чтобы сообщить им правду. Там, на Украине, не знали, что в Дебальцево почти все солдаты ВСУ погибли. «Это не мы его убили, – отвечает Алексей Борисович украинскому командиру, – Верховная рада. Вам даже не сообщили, что ваши дети убиты! Вам всегда говорят, что вы побеждаете, вам врут на каждом шагу!»

В документальном фильме «Луганская повесть. Комбриг» показан телемост Алексея Мозгового с командирами батальонов ВСУ. На вопрос ведущего телемоста – украинского корреспондента, – что нужно для прекращения боестолкновений, Мозговой ответил: «С обеих сторон подразделения состоят из простого народа, который используется нашими господами олигархами и прочими в качестве домашнего Колизея».  Он хотел найти ключ к победе, спасительный для обеих сторон. Этот призыв к примирению стоил ему жизни.

Сами полевые командиры ВСУ, как видим в беседе по телемосту, негодуют: зачем был принят закон о русском языке?! «Если бы большая часть Украины и Донбасса была бы на Майдане, ничего бы этого не случилось. Третья сила, которая стреляла и в ваших, и в наших – всё это было обкатано на Майдане, завтра это может перейти на всю Украину». Это слова украинского командира.

Дальнейшие попытки командиров обеих сторон встретиться и продолжить диалог несколько раз были сорваны. Первое покушение на Мозгового последовало вскоре после телемоста. Будучи раненным, он обратился к прессе, к землякам, ко всем нам: «По большому счёту, у нас идёт не война, а открытый геноцид».

…Народное море, которое двигалось за гробом Алексея Мозгового, невозможно забыть. Фильм Валерия Тимощенко заканчивается съёмкой похорон комбрига. Весь Луганск вышел проститься со своим защитником. Какую объединяющую идею ищут в чиновничьих кабинетах Москвы, Киева? Она не потеряна. Всё как на ладони. Народ не обманешь.

Соратники Алексея Борисовича, прощаясь с ним, говорили о том, что «выстрелы в него – это выстрелы в надежду на то, что крови будет меньше».

Два фильма «Луганская повесть. Граница» и «Луганская повесть. Комбриг», на которые потрачено четыре года жизни, невозможно показать по федеральным каналам. Эти фильмы не нужны, а нужны ток-шоу, в которых стоит злобная ругань. Мы проигрываем информационную войну, у нас меньше телеканалов и интернет-порталов, чем у наших противников, у той третьей силы, о которой сказали украинские командиры. Есть единственный шанс переломить ситуацию: нужно сделать так, чтобы эта война стала народной, чтобы люди сами снимали, сами говорили о себе и своей трагедии, защищаясь тем самым от профессионалов, ангажированных с одной или с другой стороны. 

Ирина Владимировна 
УШАКОВА