Коллекционирование – занятие многоплановое. Это и приятное (для самого собирателя) времяпрепровождение и возможность получения новых знаний, а иногда и дополнительный доход.
К примеру, сегодня модным становится собирать старые акции. Предприятия, выпустившие их, а иногда и сами страны, где они появились, давно уже не существуют. Но сейчас некоторые из них стоят значительно больше, чем в то время, когда их выпустили в оборот. Это уже антиквариат и объект собирательства.
Любое коллекционирование интересно по-своему. Можно собирать то, что собирают многие и чего всегда много (монеты, марки, конверты и т. д.). А можно собирать то, что не собирает никто, и тогда у вас нет или почти нет конкурентов. Именно с этими мыслями я начал собирать… молотки.
И вот уже несколько лет я целенаправленно приобретаю молотки, которых оказалось, к моему удивлению, довольно много, причём самых различных видов: молоток каменщика, сапожника, для набивки кос, молоток-топор, молоток для отбивки мяса и, разумеется, для забивания гвоздей. Некоторые молотки представлены у меня с неотъемлемыми сопутствующими предметами – молоток для набивки кос вместе с «бабкой» (маленькой наковальней), а молоток сапожника вместе с «ногой».
Есть информация о молотках в специальной литературе: «Молот в древнерусских письменных источниках имел несколько названий: “омлат”, “млат”, “молот” и, наконец, “кый”. Он состоял из металлической ударной части – головки и деревянной рукоятки. <…> Среди археологических находок наиболее распространённым типом молота является молот универсальный. На одном конце головки такого молота сделан боёк, а на другом задок-остряк».
У викингов существовал «молот Тора». Тор бал сыном верховного божества викингов Одина. Вооружённый своим молотом, он боролся с всемирным злом.
Молоток – неотъемлемая составляющая и обрядов вольных каменщиков, т. е. масонов. Увековечил молоток и Л.Н. Толстой в «Войне и мире», где в сцене описания посвящения Пьера Безухова в масоны читаем: «Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток».
Яркий пример использования молотка был в государственной символике, и в первую очередь Советского Союза.
Удивительно интересны и скульптурные каменные молотки древних людей, которые можно увидеть в любом краеведческом музее, которых ещё нет в моей коллекции. Нет у меня и медных молотков, хотя слышать мне о них приходилось.
Мне кажется, что со временем у каждого народа сформировались свои собственные формы молотков. Пока в моей небольшой коллекции есть только один «иностранец» – француз. Чтобы его купить, мне пришлось специально посетить самый большой «блошиный рынок» – в Порт-де-Клиньянкуре. Именно здесь я купил обычный французский молоток, которой, как оказалось, существенно отличается от своего обычного российского собрата.
Вообще, блошиные рынки Франции – это «золотое дно» для любого коллекционера. Там есть всё, и это не будет преувеличением. Причём цены самые разные – от заоблачных до доступных. И обязательно скидки. Торговаться здесь принято, и все делают это с удовольствием.
Прежде всего меня интересуют старые молотки ручной ковки. Иногда на некоторых можно увидеть оригинальные клейма, которые ещё предстоит разгадать. Так, на одном старом молотке каменщика я обнаружил оригинальное клеймо в виде круга и трёх точек внутри его.
Однажды мне в руки попало… кайло. По большому счёту это тоже разновидность молотка. Но кайло это было не совсем обычное. На нём явно можно увидеть заводское клеймо с эмблемой и надписью: «Заводъ Бильнес. 1906».
К сожалению, о предназначении некоторых молотков я ничего не знаю, не смогли мне рассказать о них и сами продавцы. Но это значит, что меня ещё ждут новые открытия.
Виктор Михайлович
Грибков-Майский