Тимур Замилов – сегодня единственный в России человек, который более 12 лет занимается выпуском игровых оловянных солдатиков. Именно для детей, а не коллекционеров, потому что считает: игрушка должна не только развлекать, но и воспитывать.
Отливая солдатиков разных военных времён, Тимур пытается пробудить интерес к эпохе, воскресить ратную славу наших предков, внушить детям понимание необходимости защищать Отечество.
Той роковой зимой, когда вся Россия в прямой трансляции с площадей Киева наблюдала крушение украинской государственности, обсуждала эти трагические события на работе и в сети, меня впечатлило поведение бойцов «Беркута». Как каждый обыватель, я без особого пиетета относился к силовым полицейским подразделениям, но безпрекословное исполнение приказов, даже тех, которые противоречили логике противостояния, внушили глубокое уважение и понимание правильности в таком повиновении долгу. Поистине, терпение беркутовцев напоминало мне стойкость античных героев. В них летел огонь, падали под пулями и ударами их товарищи, они шли на штурм, бунтовщики бежали в смятении... Но отдавался приказ, и «Беркут» отступал, не давая себе права на месть, права на защиту, подчиняясь долгу. Бог судья тем, кто отдавал противоречивые приказы, тем, кто бросил защитников государства и правопорядка... Когда брошенные теми, кого они защищали, беркутовцы и их семьи оказались один на один с бунтовщиками, когда многие из них искали защиты в России, мне захотелось каким-то образом выразить своё отношение к происходящему.
Самым логичным было смастерить модели солдатиков на эту тему, что я и сделал. Не успел я выложить на своём форуме модели, как они разлетелись по интернету, стали использоваться как демотиваторы, причём в контексте, воспевающем «Беркут».
Неожиданно для себя я осознал, что это – история. Она вокруг нас, и творим её мы... Потом последовало безкровное освобождение Крыма, началась борьба за свободу Новороссии. Время выдвигало новых героев, а герои всегда неоднозначны.
Так, не сразу решились мы делать казака Можаева (позывной – Бабай). Аргументом против являлось то, что в любой момент символ сопротивления мог повести себя не как икона, а как живой человек. В итоге так и получилось – Бабай с товарищами отказался выполнять приказы Стрелкова. Собственно, казаки издавна не любят дисциплины, приказов, уставов, и т. п., но именно так они покорили Сибирь и дошли до Тихого океана, а затем и до Сан-Франциско. Тем не менее в самое тяжёлое время они были в Славянске и мужественно его защищали. Я решил делать солдатика-Бабая – моё дело не судить тех, кто воюет, а зафиксировать их... «Запечатли мою героическую личность!» – воскликнул матрос из фильма «Служили два товарища!» И вот идут перед нами герои хроник. Не всех мы знаем, но они доносят до нас эпоху. Схожую задачу пытаемся решить и мы. Фигурки Главкома, казаков, ополченцев и добровольцев отольются в металле и останутся вечной памятью о событиях нашей истории...
Меня спросили, отчего я не делаю врагов ополченцев – так называемую нацгвардию и прочих. Не могу! Не вижу с противоположной стороны людей. Вижу разрывы снарядов, залпы реактивной артиллерии, сметающие жилые кварталы, удары бомб и ракет со штурмовиков, колонны танков... Бездушное, жестокое железо против хрупких людей, против беззащитных детей и женщин. Я хочу, чтобы солдаты Новороссии были из металла, чтобы они сокрушили то чёрное зло, которое наслали на Украину «сорок царей и сорок королей» по приказу Главного Буржуина. Солдатики – это тоже оружие.
Тимур Замилов